Отправьте нам сообщение

Мы получим Ваше письмо на Email и обязательно ответим

Вокруг Исландии за 10 дней. Золотое кольцо

Этой публикацией начинается цикл заметок под общим названием «Вокруг Исландии за 10 дней». Каждый путешественник понимает, как трудно уложить в одну заметку такое обилие интересного и, подчас, уникального информационного и фотоматериала, да еще по такой самобытной и малопосещаемой нашими туристами стране, как Исландия.

Планируя по ней путешествие на машинах, полагаю, что лучше всего брать авто в ренту прямо по прилету в международный аэропорт Кефлавик – там этот сервис развит хорошо. Автомашины напрокат можно получить и в самом Рейкъявике, но удобнее все же взять в районе аэропорта и потом не связываться с общественным транспортом для трансфера туда и обратно. Расстояние от города до аэропорта немалое – больше 40 км. А при вечернем отлете из страны перед сдачей машины можно совершить еще и экскурсию по столичным пригородам и принять на прощание горячую ванну в знаменитой Голубой лагуне, расположенной на пути в аэтопорт Кефлавик.

Дорога от Кефлавика до столицы хороша - двухполосная и практически не загружена. Можно гнать, но не надо забывать, что в Исландии во многих местах есть автоматический контроль скорости и в стране не принято превышать скорость 90 км/час даже если ты один на дороге.

Из достопримечательностей по пути в столицу – нескончаемые поля застывшей вулканической лавы и это поражает. Ни единиго деревца или кустика. Кругом только покрытые мхами волны серо-черной лавы.
Выставив на навигаторе адрес нашего хостела Reykjavík Hostel Village, без труда до него добрались.

Хостел  состоит из нескольких трехтажных домиков-коттеджей и находится в центральной части города немного позади главной кирхи Хатльгримскиркья. Убранство комнат скромное, удобства в коридоре. Стоимость для столицы Исландии тоже скромная - $68/чел/ночь c завтраком. Устроившись, после всех хлопот прогулялись по столице.

День первый

Сегодня нам предстоит проехать так называемое «Золотое кольцо», посетить которое обязан каждый турист, прилетающий даже с кратким визитом в Исландию.

Это кольцо включает в себя  посещение национальных парков Thingvellir - B; гейзеры Geisir (C) и Strokkur (D), водопад Gullfoss – E и кратерное озеро Kerið (F). На этом маршруте всегда много туристов, поэтому лучше выезжать пораньше.

Завершив Золотое кольцо, большинство туристов полагают, что уже сполна познакомились с прохладной по климату страной и возвращаются в Рейкъявик для отлета в свои теплые края. А наш дальнейший маршрут будет идти «против часовой стрелки» вокруг всей Исландии с ночевками в городках Arborg, Vik, Höfn, Reydarfjordur, Reykjahlíð, Husavik, Saudarkrokur и Dalabyggð.

Покинув в 9 утра Рейкъявик, навигатор выводит нас на полупустую трассу № 1, которая идет вокруг всего острова. По этой же дороге мы и вернемся «домой» - в наш отель через 10 дней. Вскоре она раздваивается и мы уходим вправо по дороге № 36, ведущей к основным достопримечательностям Золотого кольца. Местность вокруг слегка холмистая с редкими домиками простой архитектуры. Исландцы не заморачиваются сложностью внешней архитектуры своих домов – четыре стены и двускатная крыша. А что еще надо для нормальной жизни? Люди живут для себя, а не для показа своей жизни другим.

Дорога двухполосная, хорошая, ровная и почти пустая. Но никто не «гоняет» - все дружно едут со скоростью не выше 90 км/час и без всяких обгонов. Погода – дрянь – низкая облачность и слегка моросящий дождик. И это 10 июля – хуже не придумаешь.

Национальный парк Тингветлир

Вскоре впереди показалась большая водная гладь озера Тингвадлаватн (исл. Þingvallavatn) -  здесь начинается национальный парк Тингветлир, занесенный в 2004 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Свернув с дороги, мы видим на фоне озера громадный склон, усеянный каменными столбиками – троллями. Их почитают исландцы и каждый может пополнить эту коллекцию, собрав еще одну фигурку.

В  северной части озера мы посмотрим первую и, как считают сами исландцы, самую главную достопримечательность страны – в этой долине в 930 году был основан Исландский парламент Альтинг, который является старейшим в мире. А то, что в этом месте еще расходятся и тектонические материковые плиты Европы и Америки, думаю, для исландцев вторично.

Ну, а для нас - туристов, похоже, это первично. Подумаешь – парламент! Вот плиты – это - Да! И мы хватаемся за голову - как они могут расходиться? И каждый хочет увидеть эту трещину, которая расширяется в год на 7 мм и заглянуть в преисподнюю. Но, увы, увидеть воочию ее одну нельзя. Таких трещин здесь – тысячи! Можно только догадываться, что вот это происходит здесь уже тысячелетия и верить ученым и рекламным проспектам.

От стоянки автомашин в рифтовую долину ведет хорошо оборудованная мостик-дорожка и мы прогуляемся по ней между Америкой (слева) и Европой. По свидетельству ученых, за последние 10 тыс. лет долина расширилась на 70 метров и осела на 40.


 
Дорожка ведет в то самое ущелье Almannagjá (Всеобщее Ущелье), со скалы которого вещали  ораторы. А саму скалу, которая находится слева, называли Lögberg – Скала Закона. По имени этой скалы назывался и выборный «законоговоритель» Альтинга – Lögsögumaður. Вот так все просто у исландцев, потому и живут мирно и без войн уже столько времени.
 
Альтинг выполнял законодательные и судебные функции. Сюда сходились пути из всех регионов Исландии и отсюда фактически зарождалась исландская культура. Именно в этом месте в 1000 г. было принято решение о принятии исландцами христианства и здесь же 17 июня 1944 г. была провозглашена независимость от Дании. Обо всех этих событиях повествуют многочисленные таблички, расставленные по парку.

Пройдясь по этой тропе, стоит свернуть направо и спуститься в широченную долину, которая вся изрезана многочисленными трещинами. Противоположная стенка этой долины просматривалась с трудом.

Но просто так поперек пройти долину нельзя – она вся исполосована трещинами, залитыми водой. Мы проходим мимо одной из них. Чистейшая прозрачная вода скрывает ее глубину и кажется, что она мелка. Но это оптический обман – глубины многих исчисляются десятками, а то и сотнями метров. Мимо нашей идет постоянный поток туристов, которые «на счастье» бросают на дно монетки.
 
А для любителей экстрима здесь есть даже рифт-дайвинг, на котором можно поплавать между двумя стенками – Европы и Америки. Вода здесь очень прозрачна – такой ни на одном море-океане не встретишь – видимость в такой рифтовой воде около ста метров! 

    Долина гейзеров

Покинув парк, по дороге № 36 огибаем с севера озеро Тингвадлаватн и поворачиваем на дорогу № 365, ведущую на восток к поселку Laugarvatn, расположенному на берегу одноименного озера. В поселке много отелей на разный карман и там при случае можно хорошо провести время, принимая ванны в горячих источниках.

В чем различие нумерации исландских дорог? Дорога с однозначной цифрой является более лучшей и приоритетной перед двузначной. То же касается и трехзначной по отношению к двузначной – дорога может иметь какие-то участки грунтовые или суженные. Но, в целом она приличного качества и нигде мы не встречали выбоин и «ямковитость». Дорога со значком F – непроходная для машин с низким клиренсом и, конечно, без асфальта.

Не останавливаясь в поселке, сворачиваем налево на дорогу № 37, ведущую на северо-восток и, продолжив движение на север по дороге № 35, видим вдали строения и дымящиеся склоны невысоких холмов. Это долина гейзеров Хаукадалур (исл. Haukadalur) – наша вторая цель в сегодняшнем джип-сафари.

Именно здесь находится знаменитый гейзер Geysir, давший название всем остальным горячим источникам планеты. Но, в настоящее время, он утратил свою былую мощь и прорывается на поверхность нерегулярно. Говорят, по большим праздникам, его «включают», используя какие-то современные подземные технологические фокусы. Может быть, даже с мылом. А раньше он был «гигантом» - выстреливал водой на высоту до 80 метров!  Сейчас – тихое голубое озерко с красными берегами.

Однако, после сильного землетрясения в 2000 году Гейзир проснулся после столетней спячки и снова стал активным. Но, увы – увидеть его в работе дано не каждому туристу – время его работы непредсказуемо. Да и сила его уже не та – столб воды поднимается всего на какие-то пару метров. Прямо, импотент какой-то.

Вся долина затянута паром, который откуда только можно прорывается из под земли. Вдоль дорожек, над текущими со склонов ручьями висят таблички, что, вода горячая, под 100 градусов и за ограждение не ходить. Но разве можно такое писать русским людям? Ведь после этого так и хотелось пройти и проверить это пальцем. Хорошо, что кругом были ограждения.

Издали кажется, что в долине много гейзеров. Слишком много пара от всякого рода луж и дырок. Но, по настоящему,  есть только один действующий гейзер – Строккур (Strokkur). Есть, правда еще и мини-гейзер, который так бесхитростно и называют – Little Geysir.

Гейзер Строккур выбрасывает на большую высоту столб пара и горячей воды. Вот тут-то и собираются все туристы и смотрят, ждут и фотографируют все моменты зарождения и фонтанирования гейзера. Он кажется живым организмом, который движется, дышит и живет какой-то своей, неведомой нам глубинной жизнью. И, как каждый живой организм, для непосвященных он кажется очень простым. Мы ведь не задумываемся над тем - как и почему мы дышим. А ведь гейзер – тоже живое дыхание. Но - Земли!

Пока мы были в долине, извержения Строккура происходили каждые 8-10 минут, но иногда было и чаще - через 3-4 минуты. Высота столба кипящей воды достигала 25-35 метров – грандиозное зрелище. Для сравнения – высота гейзера Pohutu, самого мощного в Новой Зеландии, была всего 18 м.

Да и на самом деле, механизм жизнедеятельности гейзера прост и основная причина его извержения по Бунзену – одного из первых исследователей этого явления - затрудненная циркуляция горячей воды в узком канале. А непосредственная причина извержения - внезапное закипание воды на дне канала гейзера из-за поступления тепла из недр Земли. Исследователей этого явления было много, но все они лишь перепевали и уточняли вышеизложенную мысль Бунзена.

По свидетельству специалистов, Исландская долина гейзеров - одно из шести существующих в мире гейзерных полей. Они есть еще в США, Новой Зеландии, Китае, Японии и Камчатке.

Водопад Гюдльфосс

От Долины гейзеров дорога № 35 через 10 километров приводит нас прямо к очередному чуду Исландии – водопаду Гюдльфосс (Gullfos) – в переводе с исландского – Золотому водопаду.

Наш навигатор показывает, что скоро уже будет один из самых больших водопадов в Исландии. Но, по местности что-то не верится – кругом, куда ни глянь, поросшая мхом лавовая равнина. Какой тут может быть водопад? Он же, как мы привыкли их видеть в горах, должен срываться с высоких скал.

Но, вот впереди уже видно здание кафе-ресторана и множество машин. Приехали. Никакого водопада еще не видно, зато очень хорошо видно облако водяной пыли. Все понятно – водопад находится в ущельи. Точно такая же картина и с водопадом Виктория в Африке – он с равнины падает в вырытую им же 100-метровую бездну реки Замбези.

Оставив машины на стоянке, проходим по длинной дорожке вниз. Уже на подходе к нему слышен невероятный шум падающей воды и видны облака водяной пыли. И вот, уже он виден весь.

Водопад Гюдльфосс очень необычен – два его каскада высотой 11 (верхний) и 21 (нижний) метр развернуты друг к другу под углом около 90 градусов. И, если верхний разбивается множеством уступов на многочисленные потоки и водопады, то нижний падает одним сплошным ревущим волновым потоком. А дальше река, резко повернув влево, стремительно уходит по узкому и глубокому ущелью.

Можно бесконечно стоять и завороженно смотреть на падающую вниз воду. Ее объем составляет в среднем 110 кубометров в секунду, а летом повышается до 130 кубометров.

А ведь мы могли бы и не знать о таком чуде природы, если бы не было простой женщины Сигриудюр Тоумасдоуттир, дочери фермера Тоумаса Тоумассона, арендовавшего эту территорию. Она воспротивилась попытке постройки на этом месте гидроэлектростанции, сказав, что в противном случае бросится в пучину водопада. Власти отступили и вот мы видим это чудо природы в его первозданном виде. А кто бы у нас так послушал крестьянскую дочь?

Благодарные исландцы поставили ей небольшой памятник, миновать который нельзя.

Нам не повезло сегодня с погодой. Хорошо, что хоть прекратился противный мелкий дождик, который был с утра и на подъезде к гейзерам. В солнечную погоду, конечно, у этих водопадов другой, более праздничный вид, да еще и с шапкой радуг над водой. Подобные радуги на водопаде я встречал только в Африке на Виктории.

Обычно все смотрят на этот водопад с его правого берега. Там есть три оборудованные площадки. Но мало кто знает, что ниже по течению есть мост, по которому можно перейти на другую сторону реки и подойти к водопаду с ее левого берега. Мы тоже не знали, и только при подготовке этой публикации, я обнаружил в интернете эту возможность. С левого берега совершенно другой ракурс и виды на водопад там иные.

Кратерное озеро Керид

Уже перед городком Selfoss, в котором мы запланировали ночевку, остановились еще у одной достопримечательности Золотого кольца, которая была слева от дороги № 35 – кратерного озера Керид (исл. Kerið). Эта кальдера является результатом вулканической деятельности западной части Исландии, включающей в себя полуостров Рейкьянес и ледник Лангйокутль. Но это не кратер вулкана, который когда-то извергался, а просто провал в почве, произошедший в результате каких-то глубинных процессов в этой части Земли.

Удивило, что за проход в этот провал мы должны были купить билет. Остапа Бендера, вроде не заметили – значит уже и здесь его ученики объявились. Нигде ничего подобного сегодня не было – всюду осмотр естественных достопримечательностей был бесплатен.

Склоны кратера состоят из красного и чёрного вулканического камня и его глубина достигает 55 метров, а диаметр по верху метров 300. Кальдера Кериза относительно стара— ее возраст около 3,5 тыс. лет. В одном ее месте был виден пологий спуск и можно было спуститься к озеру.

Вода в озере грунтовая и ее уровень всегда практически постоянный. Поражает многоцветие грунта и камней – черные, красные, желтые – они хорошо контрастируют с одним ярко зеленым пологим склоном кальдеры и пронзительно голубой водой озера. Другие склоны кальдеры круты, сыпучи и по ним лучше не спускаться и не подниматься.

На ночевку в Guesthouse Garun Selfoss в городке Selfoss приехали уже под хорошим дождиком  в седьмом часу вечера.

Продолжение следует: День 2 - Южные водопады. День 3 - Ледяная лагуна. День 4 - Мыс Стокснес и ванны у ледопада. День 5 - Восточные фьорды. День 6 - водопады Деттифосс, Селфосс и Хафрагилфосс. День 7 - Северные вулканы и паффины. День 8 - Охота на китов и водопад Годафосс. День 9 - Тюлени и динозавры. День 10 - Водопады Лавы и детский водопад.

Автор: Варежкин Юрий

сентябрь 2014 года

 

Очерки

  1. От пустынь Намибии к водопаду Виктория

  2. БОТСВАНА. САФАРИ В ДЕЛЬТЕ РЕКИ ОКАВАНГО

  3. Финал кенийского галопа

  4. НАМИБИЯ. В ГОСТЯХ У ПЛЕМЕНИ ХИМБУ.

  5. Мадагаскар.

    Путешествие по острову сказок.

  6. ПОСЛЕДНИЕ СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО

  7. У БУШМЕНОВ НАМИБИИ

    2017

  8. Дорога в Уганду

  9. АФРИКАНСКИЙ ОВЕРЛЭНД.
    Часть 1. КЕНИЯ.
    Галопом по национальным паркам

  10. ЧИЛИ.
    Пуэрто Наталес.
    Горный массив Торрес дель Пайн

  11. БРАЗИЛИЯ.
    АРГЕНТИНА.
    ПАТАГОНИЯ

  12. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 1. Южный остров

  13. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 2. Северный остров

  14. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 1. Западная Австралия

  15. ФИДЖИ.
    Архипелаг нашей мечты

  16. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 2. Восточное побережье

  17. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 3. Остров Тасмания

  18. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    КЕНИЯ

  19. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 2. ТАНЗАНИЯ

  20. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 3. ТАНЗАНИЯ-МАЛАВИ

  21. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 4. - ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЮАР

  22. Боливия

  23. Перу,
    Эквадор (Галапагосские острова)

  24. Южный Вьетнам.
    Жизнь в дельте Меконга

  25. Последние снега Килиманджаро. Акклиматизация

  26. Куба.
    Любовь моя?

  27. Куба.
    Любовь моя?
    - Прощай!

  28. Последние снега Килиманджаро. Восхождение

  29. Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама

  30. Треккинг в Лангтанг и к озеру Госайкунда, Непал.

  31. Путешествие в каменный век. Дорога на Папуа и к Короваям

  32. Путешествие в
    каменный век. Жизнь в племени Короваи

  33. Путешествие в
    каменный век. Трек по долине Балием и племя Дани

  34. Вокруг Манаслу: неизвестный Непал

  35. Бруней. Реальный миф. Часть 1.
    Султан и брунейцы

  36. Бруней.
    Реальный миф.
    Часть 2.

    Основные достопримечательности столицы и ее пригородов

  37. Соловецкие
    острова.
    Путевые
    заметки

  38. Непальские заметки.

    Рассветы и закаты

  39. Архангельск.
    Путевые
    заметки

  40. Южный Вьетнам.

    Муйне и его достопримечательности.

  41. Пашупатинатх -
    место начала
    реинкарнации.
    Непал

  42. Трек
    вокруг Аннапурны
    апрель-май
    2013г

  43. Уарас и
    окрестности,
    Перу

  44. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Южные водопады

  45. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Золотое кольцо

  46. План поездки вокруг Исландии
    за 10 дней

  47. Вокруг Исландии за
    10 дней. Ледяная лагуна

  48. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Мыс Стокснес и ванны у ледопада

  49. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Восточные фьорды

  50. Вокруг Исландии.
    Водопады
    Деттифосс,
    Селфосс и
    Хафрагилфос

  51. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Тюлени и
    динозавры

  52. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Северные вулканы и
    Паффины

  53. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней.
    Охота на китов и
    водопад
    Годафосс

  54. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней

  55. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Водопады Лавы

  56. Трек
    к Лагуне-69 в Национальном парке Уаскаран

  57. Тайны
    плато Наска,
    Перу.
    Май 2014

  58. Древний
    Варанаси
    в преддверии
    Нового
    2015 года,
    Индия

  59. Рафтинг, сафари, банджи, параглайдинг, маунтинбайк в Непале
  60. Рафтинг
    на реке Днестр
    в августе 2015

  61. Землетрясение
    в Непале,
    треккинг
    осенью 2015.