Отправьте нам сообщение

Мы получим Ваше письмо на Email и обязательно ответим

Пашупатинатх - место начала реинкарнации. Непал, 2013

Дорога к  храму.

Утром решаем пойти в Пашупатинатх пешком. По карте это вроде недалеко – всего каких-то четыре километра. Заодно и познакомимся поближе с городом и глубже проникнемся его атмосферой. Но не думали, что будет такой экстрим и такая атмосфера. Такого еще не было нигде и никогда. Большое броуновское движение транспорта видел во Вьетнаме и Индонезии, но там на улицах было как-то чисто, а здесь - очень пыльные улицы и почти полное отсутствие тротуаров.

Многие дома реконструируются – груды кирпича и строительного мусора от снесенных домиков и стен, загораживают по пол-улицы. Часто, уворачиваясь от проезжающих мотоциклов и машин, приходилось карабкаться прямо через эти кучи. Почти все местные жители идут в респираторных масках. Потом в какой-то аптечке купили их и мы. Можно было бы взять и такси, но все же решили из интереса пройти весь этот путь до конца. Рядом с нами, держа в руках раскрытую карту в Lonely Planet, стойко шли еще какие-то две девчонки из Австралии.

Чем дальше отходим от центра, тем больше и больше попадается индусов. Улицы здесь стали поуже, движения транспорта меньше – это уже кварталы, в которых они преимущественно и живут. Наконец, пройдя полную мусора небольшую и почти пересохшую речку Dhobikhola, проходим по длинной улице с сувенирными лавчонками к небольшой площади, за которой раскинулся индуистский храмовый комплекс Temple Pashupatinath. Для поклоняющимся религии Hindu, он равнозначен мусульманской Мекке. И каждый верующий должен хотя бы раз в жизни посетить этот храм. 4 километра до него мы прошли за полтора часа.

У входа на площадь стоит касса, мимо которой турист не должен пройти. Билет стоит 700 рупий. Берем билет, и не глядя, идем прямо в храм. Нас тут же останавливают и показывают на табличку, рядом с которой лежит небольшая корова – «Вход запрещен всем кроме индуистов». А как же билет? А прочитайте что в нем написано на обороте! А в нем написано, что приобретая его, мы только «способствуем развитию храма, сдать его обратно в кассу невозможно и зайти в храм по нему нельзя».

Таким образом нельзя будет посмотреть ни Pashupatinath Temple courtyard, ни Guheshwori Temple courtyard. Эти храмы мы, не верные индуизму, можем осмотреть только снаружи. Поднявшись по ступенькам на стоящий рядом холм, увидел только многочисленные крыши внутренних зданий, а также задницу и спину большого священного каменного быка. Все остальное осталось покрыто их религиозной тайной. Вернувшись к кассе, обратился с недоуменным вопросом к кассирше, но она отвечала только на непальском.

Стоявший рядом парень, увидев наши страдания, сказал, что он может выполнить роль гида и провести по тем местам, которые можно посетить, имея этот билет. Впрочем, как мы поняли позже, эти места можно посетить и без этого билета, но зайдя с другой улицы. Однако, взяв его в сопровождающие, мы не прогадали – Kedar не только показал, но и очень много рассказал о том, что здесь происходит.

Мы остались довольны его эрудицией и приветливостью, но, по моей оплошности не договорившись сразу о цене его гидства, при прощании он ловко и скромно, вместо протянутых ему 10 долларов, попросил еще столько же! Только позже я вспомнил, что среднемесячная зарплата непальца, если он еще и имеет работу – около 80 долларов. Он нас очаровал еще и тем, что на прощание дал свой Е-майл – дескать – пишите, если будут еще вопросы. 

И я таки писал и кое - что о непальских обычаях у него уточнял.

Он оказался работающим в какой-то турфирме. Впрочем, здесь каждый молодой парень, стоит только задержать на нем взгляд, тут же предлагает свои услуги в качестве и гида, и всего-чего нужного или ненужного для нас. Мимо, сгорбившись от непомерной ноши, быстрым шагом прошли два непальца. Оба, закрепив на лбах лямки, несли громадные связки крупно наколотых дров.

- Эти дрова для кремации – сказал Кедар. – Сейчас мы пройдем по мосту на другой берег реки и оттуда можно хорошо увидеть весь этот таинственный обряд.

Жизнь вокруг храма Пашупатинатх.

Мы вышли на небольшую площадь по сторонам которой стоят два здания. 

В левом – служебные помещения храма и на его ступеньках сидят много нищих, а в правом находится приют, который основала знаменитая Мать Тереза. Сейчас там проживают 250 абсолютно обездоленных пожилых людей, у которых нет никого и ничего.Государство и некоторые меценаты хоть как-то субсидируют этот приют, а волонтеры из многих стран Европы, Америки и Австралии – работают там безвозмездно, оплачивая сами и свой билет сюда, и свое пребывание в Непале. Внутрь приюта можно свободно зайти, посмотреть на быт постояльцев и оставить в бронзовом тазике пожертвование - кто сколько может.

Впереди виден мост, ведущий на другую сторону реки Багмати. Слева от него стоит небольшой деревянный храм, обильно украшенный резьбой по дереву. Ба! Да это же знаменитый непальский храм Камасутры!

 Непальский храм Камасутры.

По всем его четырем сторонам много рисунков и резных барельефов на разные эротические темы. Видно, что эти изделия очень старые – во многих местах дерево почернело и потрескалось. Однако храм не потерял за эти многие века своей эротической познавательности и притягательности.

 

Фрагмент росписи и барельефа непальского храма Камасутры.

Выйдя на берег реки, видим почти начисто обмелевшую реку. Для сохранения русла с текущей водой, с помощью мешков с песком создали второй искусственный берег – получилась речушка шириной два-три метра. На сухом участке русла реки активно работает бульдозер, выравнивая дно в ожидании предстоящего весеннего паводка. Под нами видны больше десятка каменных площадок. Некоторые были пусты, на другие укладывали длинной поленницей дрова, а еще на двух догорали кострища. Там уже подходил к концу почти 4-х часовый процесс кремации. Ветер уносил и дым, и запахи кострища ниже по течению.

За процессом кремации могут наблюдать все желающие. 

Фрагмент росписи и барельефа непальского храма Камасутры

На другом берегу сидели десятки непальцев и спокойно наблюдали за всем этим делом. Смотрели, общались, игрались с детьми, перекусывали. Они сидели там часами и, созерцая, размышляли о вечном – кем лучше всего стать потом – в следующей жизни. Для многих из них жизнь в человеческом облике была сейчас нелегка.
Перейдя по мосту на другой берег реки, видим больше десятка небольших каменных храмиков с белыми круглыми крышами. В каждом из них находятся интересные вещи из камня – закругленный столбик, стоящий на кругу с вытянутым желобком. Это один из самых важных символов индуизма – Лингам и Йони. Как известно, этот образ у индуистов символизирует собою неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь.


Лингам и Йони.Непальский храм Камасутры.

У нас принято, - сказал Кедар – если долго не получается зачать ребенка, то эта пара приходит сюда и приносит пять составляющих будущего успеха – молоко, мед, воду, рис и цветы. Все это растирается в кашицу и выливается сверху на лингам. И женщина должна все это выпить из желобка под лингамом.
- И провести здесь ночь? – спросил я.
- Нет, все должно теперь получиться дома – засмеялся Кедар.
-  Может быть, для верности, ей стоит тогда еще и посидеть на лингаме немного?
-  Кто-то из женщин может быть и делает это. Но так, чтобы никто не видел.
-  Есть ли очереди к этим лингамам?
-  Нет – в этом храме 108 лингамов – хватает на всех желающих.

Есть еще одна достопримечательность в Пашупатинатх – странствующие йоги – отметил Кедар, показывая на сидящих и лежащих в расслабленных позах мужчин в оранжевых одеяниях. Они называют себя Садху. Три основные цели нашей жизни - Камы (чувственных наслаждений), Артхи (материального развития) и даже Дхармы (долга) – их больше не интересуют.

Садху полностью посвящают себя достижению Мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Высшего Разума. Они носят одежды ярко-оранжевого цвета, символизирующими отречение. Их лбы обычно разукрашены в три цвета. Любят ходить с трезубцем в руках и не стремятся к перерождениям. Их не сжигают на кострах, как других йогов – добавил он. 

Садху-попрошайка.

Проходя по склону, вижу, что эти Садху заняли самые удобные места для “раскрутки” туристов. Их не обойти. Да и зачем обходить? Очень колоритные типы! Некоторые демонстрируют йоговские асаны, другие слушают шиваистские гимны, третьи летают в астрале, покуривая марихуану. Но, чем бы они не занимались, они никогда не пропустят щелчок фотоаппарата, и будут довольно нагловато требовать деньги, искренне возмущаясь малым суммам.
Есть очень интересные лица. Даже удивляешься, как такие мужчины отказались от Камы и оказались в этой компании. Многие прямо красавцы – с шикарными бородами и усами! Они здесь всюду, но больше всего их на берегу, противоположном сжиганию тел умерших. Здесь приятный вид на весь комплекс храма Пашупатинат и отсюда хорошо виден весь процесс кремации. Прекрасное место для созерцания и ухода в нирвану…

Начало пути в будущую жизнь.

- Индуистская религия в Непале доминирующая. Ей поклоняются около 70% непальцев - сказал Кедар, - дальше по убывающей идут буддизм, мусульманство и христианство. Основополагающее понятие индуизма и есть реинкарнация, т.е. возможность после смерти обрести новую жизнь в другом облике, в другом перерождении.

Очень доходчиво когда-то для нас об этом пел Высоцкий в своей песне «О переселении душ» - в зависимости от поведения в этой жизни, в следующей можно стать гнидой, свиньей или снова человеком. Таким образом, чтобы «переселиться» в другую душу и облик, для начала нужно пристойно прожить эту жизнь, а здесь обратиться в пепел и развеяться по белу свету с течением реки. Что и делают в этом храме на берегу реки Багмати.

Но в проводимом здесь обряде кремации тоже существует своя дискриминация и неравенство как и в индуистской религии с ее кастами – продолжил Кедар. - Разные места для сжигания стоят разных денег. И каждое место предназначено для определенных каст людей. Самое дорогое место – оно выше всех по течению реки - принадлежит членам королевской семьи и кремация на нем стоит $1000. И дрова для них только первого сорта – из сандалового дерева. Наверно, и дым получается здесь другой, - подумал я – без аромата горелых ногтей, волос и костей?

Торжественная подготовка к кремации.

Для военных и других высших чиновников – следующее место чуть ниже по течению – по $300. Для всех остальных еще ниже по течению – по $200. Здесь успользуют дрова обычных сортов деревьев. Что делать тем, у кого нет таких денег? Копить!
- Все ли индуисты подвержены этому обряду?
- Да, все. Кроме детей до трех лет – сказал Кедар – их хоронят в земле. И делается это повсюду, где они живут, а пепел спускают по тем рекам, которые протекают мимо их домов... Кремация в храме Пашупатинат почетна, но не каждому по карману. Однако многие индуисты считают, что встретить смерть в этом святом месте - прямой путь на небеса. Сейчас мы с вами увидим как сжигают тело, привезенное аж из Дубаи.

Согласно современным источникам, кастовая система Непала несколько отличается от чисто индуистской в более демократическую сторону. Но, даже по ней, мы – европейцы, относимся к касте «неприкасаемых», т.е. самой низшей! Однако это не мешает непальцам относиться с уважением туристам, и поклоняться их тугому кошельку не хуже, чем своим Богам.

Начинается реинкарнация.

Пройдя вдоль реки, Кедар показал как идет этот обряд. Начинается он за площадкой кремации лиц королевской семьи – первой в этом печальном деле. Тело умершего, обернутое в желто-оранжевую ткань на специальных носилках спустили к воде и там начали проводить «омовение» - орошение его водой. Вода реки грязна и мутна. Чуть выше по течению одна девушка мыла в этой воде свои такие же грязны ноженьки, а другая стирала белье. Чуть поодаль выше по течению от них в воде плескались, играя, дети.
После этого родственники отнесли тело к оговоренной площадке и уложили его на приготовленную заранее поленницу. Затем они несколько раз на прощание обошли его кругом и подожгли снизу, заботливо обкладывая тело сверху большими пучками соломы.
Часа через четыре огонь и время сделают свое дело и пепел пустят плыть по реке...
Начинатся реинкарнация... Кем-то он станет в новой жизни?

А прямо над местами кремации находится дом ожидающих смерти. В него приходят старики, чтобы глядя на все это, дожить в этом самом святом для них месте свои последние дни …

Автор: Юрий Варежкин

март, 2013 г

 

Очерки

  1. От пустынь Намибии к водопаду Виктория

  2. БОТСВАНА. САФАРИ В ДЕЛЬТЕ РЕКИ ОКАВАНГО

  3. Финал кенийского галопа

  4. НАМИБИЯ. В ГОСТЯХ У ПЛЕМЕНИ ХИМБУ.

  5. Мадагаскар.

    Путешествие по острову сказок.

  6. ПОСЛЕДНИЕ СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО

  7. У БУШМЕНОВ НАМИБИИ

    2017

  8. Дорога в Уганду

  9. АФРИКАНСКИЙ ОВЕРЛЭНД.
    Часть 1. КЕНИЯ.
    Галопом по национальным паркам

  10. ЧИЛИ.
    Пуэрто Наталес.
    Горный массив Торрес дель Пайн

  11. БРАЗИЛИЯ.
    АРГЕНТИНА.
    ПАТАГОНИЯ

  12. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 1. Южный остров

  13. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 2. Северный остров

  14. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 1. Западная Австралия

  15. ФИДЖИ.
    Архипелаг нашей мечты

  16. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 2. Восточное побережье

  17. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 3. Остров Тасмания

  18. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    КЕНИЯ

  19. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 2. ТАНЗАНИЯ

  20. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 3. ТАНЗАНИЯ-МАЛАВИ

  21. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 4. - ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЮАР

  22. Боливия

  23. Перу,
    Эквадор (Галапагосские острова)

  24. Южный Вьетнам.
    Жизнь в дельте Меконга

  25. Последние снега Килиманджаро. Акклиматизация

  26. Куба.
    Любовь моя?

  27. Куба.
    Любовь моя?
    - Прощай!

  28. Последние снега Килиманджаро. Восхождение

  29. Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама

  30. Треккинг в Лангтанг и к озеру Госайкунда, Непал.

  31. Путешествие в каменный век. Дорога на Папуа и к Короваям

  32. Путешествие в
    каменный век. Жизнь в племени Короваи

  33. Путешествие в
    каменный век. Трек по долине Балием и племя Дани

  34. Вокруг Манаслу: неизвестный Непал

  35. Бруней. Реальный миф. Часть 1.
    Султан и брунейцы

  36. Бруней.
    Реальный миф.
    Часть 2.

    Основные достопримечательности столицы и ее пригородов

  37. Соловецкие
    острова.
    Путевые
    заметки

  38. Непальские заметки.

    Рассветы и закаты

  39. Архангельск.
    Путевые
    заметки

  40. Южный Вьетнам.

    Муйне и его достопримечательности.

  41. Пашупатинатх -
    место начала
    реинкарнации.
    Непал

  42. Трек
    вокруг Аннапурны
    апрель-май
    2013г

  43. Уарас и
    окрестности,
    Перу

  44. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Южные водопады

  45. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Золотое кольцо

  46. План поездки вокруг Исландии
    за 10 дней

  47. Вокруг Исландии за
    10 дней. Ледяная лагуна

  48. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Мыс Стокснес и ванны у ледопада

  49. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Восточные фьорды

  50. Вокруг Исландии.
    Водопады
    Деттифосс,
    Селфосс и
    Хафрагилфос

  51. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Тюлени и
    динозавры

  52. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Северные вулканы и
    Паффины

  53. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней.
    Охота на китов и
    водопад
    Годафосс

  54. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней

  55. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Водопады Лавы

  56. Трек
    к Лагуне-69 в Национальном парке Уаскаран

  57. Тайны
    плато Наска,
    Перу.
    Май 2014

  58. Древний
    Варанаси
    в преддверии
    Нового
    2015 года,
    Индия

  59. Рафтинг, сафари, банджи, параглайдинг, маунтинбайк в Непале
  60. Рафтинг
    на реке Днестр
    в августе 2015

  61. Землетрясение
    в Непале,
    треккинг
    осенью 2015.