Отправьте нам сообщение

Мы получим Ваше письмо на Email и обязательно ответим

Путешествие в каменный век - Ч.2. Жизнь в племени Короваи

Перейдя по перекинутому бревну на другую сторону речушки Sekom, мы оказались в каменном веке. Перед нами была большая, хаотически вырубленная поляна, на которой виднелись вознесшиеся к небу четыре дома на деревьях. Это были дома короваев. Прямо у речушки был "long house" – длинный сарай, в котором нам предстояло провести ближайшие три ночи.
 
Около него нас встречали главы двух семей Короваи, которые жили в этом месте – Питер и Ото со своими несколькими женами и малыми детьми. Все были в национальной одежде этих мест – женщины в травяных юбочках, а мужчины – с небольшими закрутками из листа на пенисе и несколькими кольцами лианы вокруг талии. Ото был еще и с кинжалом из кости казуара.
 
Они приняли наши дары в виде табака и сигарет, предусмотрительно купленные нашим гидом Эдди, и Питер гостеприимно раскрыл двери сарая – "Добро пожаловать!"......
 
Ну вот, мы и пришли туда, куда нас неудержимо влекло почти год – за пределы цивилизованного мира, к народу, все еще живущему по законам и в условиях каменного века...
 
Все мужчины поздоровались с ними за руку, а женщины молча стали разглядывать друг друга. После церемонии знакомства, побросали свои вещи внутрь и бросились в речку. Какое блаженство было погрузиться в эту воду прямо с головой и смыть с себя грязь и пот! Температура воздуха была +32, а воды 26, но она показалась нам ледяной. Наверное мы перегрелись за время перехода до +40. Просидели в воде почти час, пока нас не позвали на ланч. Вода была немного коричневатая по цвету, но прозрачная. Такакого цвета воду я помню по торфяным болотным озерам Урала.
 
После ланча расставили в “long house” палатки. Так как мы знали, что в этих местах и по ночам жарко, то из спальных принадлежностей, которые мы брали с собой, исключили спальные мешки. Эдди обеспечил нам надувные матрасы и пары тонких простыней было достаточно для комфортного ночлега. Спать можно было совершенно раздетым. А в качестве подушек каждый использовал то, на какой комфорт он рассчитывал – надувные, пуховые подушки или кроссовки под голову. В общем, такого рода принадлежностей, мы брали по минимуму и прекрасно обошлись.
 
Отсутствие электричества в течение почти недели тоже не было большой проблемой. Зная это, мы зарядили все свои батареи еще раз в отеле Декаи. И хорошо, что я купил дополнительные батареи и на свой Никон, и на видеокамеру. Полагал, что заряда хватит, но, приходилось экономить и стараться продумывать каждый кадр.
 
У дверей в наши "аппартаменты" постоянно толпились портеры и следили за каждым нашим движением, ожидая сувениров и подачек. Вскоре подошла одна из жен нашего Ото – Ongolek - кормящая мать с грудным ребенком в торбе за спиной с чудовищно распухшей правой грудью и такой же опухшей правой ступней ноги. И то и другое было смазано какой-то желтой глиной. Она стояла молча, но по ее глазам было видно, что она просит о помощи.
 
Мы дали ей антибиотик для ноги, а Валера – главный специалист по всем вопросам, посоветовал делать массаж груди. Мужу, стоявшему рядом, он сказал, чтобы тот отсасывал у нее молоко. Ото брезгливо поморщился и продолжал молча стоять, глядя как Валера показывал, как нужно массировать грудь и сцеживать с нее молоко. Ongolek быстро все поняла и, превозмогая боль, стала это делать. С ногой дело было похуже, но думаю, что антисептик и антибиотик, который мы ей дали, помогут справиться с инфекцией, занесенной в рану ноги. Получится ли? Больничный ей никто не даст, женские обязанности по содержанию семьи никто не снимет. А назавтра я видел ее, бродящей в болотной жиже со своими товарками при заготовлении саго...
 
Первый вечер с Короваями
 
Вскоре заморосил дождик, который прекратился только вечером. Хорошо, что палатки поставили под надежной крышей из пальмовых листьев. А ведь поначалу, чтобы было посвежее, мы хотели установить их около сарая на улице.
 
На ужин к нам пришел Питер и начался вечер вопросов и ответов. Все выглядело очень романтично и в духе стародавних времен – на импровизированном столе, раскинутом прямо на циновках на полу, был подан, приготовленный нашими поварами ужин из трех блюд, горели две свечи и стояла бутылка балийского виски «Робинзон». Разговор шел на трех языках - мы спрашивали на английском, Эдди переводил это на bahasa (индонезийский) повару Джани, знавшему коровайский. А тот уже обращался к Питеру.
 
- Почему вы живете на деревьях?
 
- Это делается для нашей безопасности. Это и защита от других племен, и от диких свиней и от змей. А чтобы змея не заползла по стволу вверх, втыкаем в столбы, на которых дополнительно поддерживается дом, колючки. Мы, короваи, живем семьями. У одного мужчины может быть несколько жен. Женщины и мужчины живут в разных домах. С женщинами находятся дети и собаки. Мужчины выполняют тяжелые работы – рубят пальмы для еды и строительства, строят дом и охраняют его, а женщины выполняют другие хозяйственные работы – разделку пальмы саго, получение муки, приготовление пищи и мн. другое.
 
- А как залезают туда маленькие дети? Ведь это очень опасно. Я слышал, что при попытке подняться в такой дом по бревну со ступеньками-зарубками, как-то погиб один немецкий турист.
 
- Маленьких детей поднимают на плечах мать или отец, а дети постарше свободно забираются сами. Кроме того, сейчас мы строим дома на более низкой высоте специально для женщин с маленькими детьми. Уже практически мала вероятность похищения женщин представителями других племен. Времена меняются. И мы достаточно близко от вашей цевилизации. Но среди короваев, живущих далеко вглуби джунглей, случаи похищения встречаются и сейчас – хорошая женщина всегда пригодится в хозяйстве. А что касается немецкого туриста, то такой случай действительно недавно имел место по соседству – он был немного нетрезв.
 
- Ну, вот – за то, чтобы не упасть и нам - надо выпить!
- А вы и ваша семья не хотите выйти из джунглей?
 
- Я и три мои жены с маленькими детьми – не хотим. Но у меня есть два старших сына, которые живут в Мабуле и учатся там в школе. Они нас навещают. Вот и сейчас один из них помогал вам придти сюда в качестве портера.
 
Это напоминает мне ситуацию с нашими заброшенными селами в глубинке и России, и Украины – молодежь покидает свои родные места, не имея там возможности для самореализации, а старики остаются в родных пенатах доживать и умирать.
 
Но здесь, в штате Ириан Джая, ситуация несколько другая. Как сказал нам Эдди – правительство Индонезии стимулирует процесс выхода папуасов из джунглей, выделяя около 11 тыс. долларов раз в квартал на каждую деревню.

 
- Как девушка выходит замуж?
 
- Мать дочери подыскивает жениха, видя как парни работают и какая у кого сноровка. Ведь он должен уметь многое. Он должен подарить отцу (дяде) ожерелье из собачьих клыков.
 
- Большую ценность – добавил наш гид Эдди - имеют также ожерелья из морских ракушек, которые попадают в эти места через множество рук, и очень ценятся среди короваев. А клыки кабана считаются символом власти. Их носят либо на шее, либо прямо на лице, продевая два соединенных между собой клыка прямо через внутреннюю перегородку носа. Это считается очень красиво!
 
- Сколько тебе лет, Питер?
- Не знаю.
 
И действительно, как можно вести здесь какое-то летоисчисление? Ведь все время лето, все время жарко и почти всегда дожди. Никаких значимых и видимых временных вех. Определять по росту пальм саго? Это слишком долго и неопределенно. Да и привязываться к одному месту короваи не любят после того как срубят все пальмы в округе. Ведь она – основа жизни и питания Короваи. И завтра с утра мы познакомимся с этим удивительным деревом.
 
- Как ходят в туалет, живя на вершине дерева?
 
– Спускаются вниз и ходят в определенное место - туалет типа long drop. А по-маленькому можно и сверху – частые дожди смывают все.
 
Дождь прекратился, и мы вышли из нашего пристанища. Небо быстро очистилось от остатков туч, и сияло мириадами ярких звезд, которые отражались в плавно текущей воде нашей речушки. Как тут не искупаться перед сном?
 
Сейчас уже вода была теплее чем воздух, и выходить из нее не хотелось. Да и трудно было оторваться от необыкновенного зрелища - чернющего неба и ярко сияющих на нем звезд. Джунгли жили своей ночной жизнью – то тут, то там возникали длинные светящиеся линии - это пролетали какие-то светлячки. А вдали раздавались звуки и крики ночных птиц, манящих к себе. Ночь во всех лесах не бывает тихой – везде идет поиск пищи животными, продолжается постоянная охота сильных на слабых и раздаются призывы провести ночь вместе. И джунгли не являются исключением из этого правила.
 
Но нам ночью лучше пойти к себе в палатку, предварительно выкурив оттуда всех насекомых. Выйдя с другой стороны из нашего сарая, я вдруг увидел дрожащее наверху пламя небольшого костра. Как – неужели там, в деревянном доме высоко на дереве, еще и горит костер? Как его разводят, и как не сгорает при этом дом?
Коровайский дом
 
Утром было солнечно, и мы занялись обустройством нашего житья. Комаров днем не бывает, да и вечером как-то их не было видно. А вот от мух и слепней – свирепых и назойливых, невозможно было никуда деться. Особенно докучали они за столом, который был снаружи и на который днем выставлялся завтрак и ланч. Не помогали ни спреи, ни мази от комаров. Спасением стали пара имевшихся у нас противомоскитных сеток, которые мы установили над столом и скамьей. Но, к сожалению, мест на всех под этими сетками не хватало.
 
Позавтракав, пошли посмотреть высотные дома короваев и их “Long house”, в котором они проводят практически весь световой день, готовя там пищу и отдыхая от работы.
 
На громадной поляне, образовавшейся от вырубки джунглей, короваями были возведены высоко на деревьях четыре дома. Их конструкция проста – дом состоит из одной комнаты и поддерживается несколькими большими ветвями дерева и длинными подпорками, идущими до земли. Попасть наверх можно только по одному пути – стволу дерева диаметром сантиметров 15 с вырубленными на нем ступеньками-зарубками. Никаких перил или другой страховки.
 
Срубленные от расчистки поляны деревья были свалены по ее периметру, образовав «Защитный вал», который якобы невозможно преодолеть врагу. Ото вместе с маленьким сыном подошел к первому дому и, посадив его себе на плечи, ловко поднялся наверх по зарубкам на бревне. Эта лестница на ночь может приподниматься, чтобы по ней не смог подняться непрошенный гость. Правда, я не представляю, как это можно сделать – она же длинная и тяжелая. Дом находился на высоте метров 20. Нам он посоветовал подняться на другой дом, который пониже и оборудован более удобными для туристов ступеньками.
 
Взобравшись на него, открылась совершенно другая картина коровайского бытия. Здесь был легкий ветерок, не было мух и было немного прохладнее. Все сделано прочно и надежно. И без единого гвоздя. Все стойки и балки перевязаны между собой лианами. Прямо на полу в центре дома было кострище. Его устройство до гениальности просто – на ветки пола уложен толстый слой глины, на котором и разводится костер. Его-то я и видел ночью высоко наверху.
 
Меблировка дома простая: пол вдоль стен был устлан примитивным подобием циновок из пальмовых листьев, на которых короваи располагались на ночь. В одном углу лежало крупное основание стебеля от пальмы, вогнутое ложе которого также было вполне удобным для сна. Никаких подушек или покрывал. Растянулись на полу, свернулись калачиком, если стало прохладно – и ночь пройдет хорошо.
 
Внизу виден второй коровайский «long house», который две семьи - Питера и Ото - используют для своих нужд. Они собираются там для приготовления и принятия пищи, отдыхают и принимают гостей. Он, как и наш, длиной около 30 метров.
 
Его двери с обеих сторон раскрыты настеж. Зайдя внутрь, сквозь стелющийся дым увидели два небольших костра, возле которых возились женщины. Детишки тихо сидели-лежали под стенкой на разложенных на земле циновках из пальмовых листьев. Не став нарушать их полуденный покой, договорились с Питером зайти сюда «на огонек» вечером.
 
Вечерние посиделки с Короваями
 
Мы пришли в него снова впятером около 8 вечера, уже после нашего ужина. Здесь темнеет рано. И в семь часов вечера вокруг уже полная темнота.
 
Зайдя в открытые двери «long house», увидели два небольших горящих костра – по одному на каждую семью. Питер возился у своего костра, раскладывая в нем камни, чтобы потом на них можно было испечь саговые лепешки. Его три жены сидели рядом и начиняли саговую муку личинками. Беря по одной, легонько вдавливали ее, еще живую, во влажную муку и делали такой длинный продолговатый пирожок, который закручивали потом в пальмовый лист и перевязывали тонкой лианой. Несколько таких изделий уже были готовы и ждали своей очереди для запекания на раскаленных камнях.
 
Ото сидел у стены с отрешенным видом и как бы вопрошал – «Ну когда уже будет готов ужин»? Он наработался сегодня за день, рубя пальмы и расчищая площадку от леса. Одна из его жен свернулась на полу калачиком и дремала неподалеку от другого костра. Может быть больна? Я помню ее, работавшей сегодня днем на разделке саговой пальмы. У нее на правой лопатке была видна громадная опухоль с большой кулак. Похоже на липому. Она лежала, полуголая, подложив под себя широкий стебель пальмы и пристроив под голову какой-то грязный мешок.
 
Вторая супруга – Ongolek - начиняла лепешки. Состояние ее правой груди за прошедшие сутки вроде бы стало лучше. Валерий, увидев ее, подошел к ней и, проверив упругость груди, жестами показал, что надо еще продолжать ее массирование. Детишки молча глазели на все происходящее, сидя у стены. И где-чьи, понять было невозможно.
 
Когда испеклось первое изделие, Питер с гордостью передал его нам. Развернув горячий пальмовый лист, увидели длинную, похожую на французскую, булочку. Разломив ее на части, стали пробовать. Твердовато, не противно и есть можно. Личинки запеклись, кое-какие красиво даже поджарились и стали еще вкуснее чем сырые днем. Поняли, что с голоду в джунглях умереть нельзя. Нужно только много трудиться.
 
Из кухонного гарнитура в доме ничего не было видно. Ни кастрюль или котелка, в которых можно было бы вскипятить воду или сварить суп, ни вилок с ложками и кружек-чашек для чая. Ничего.
 
- Что пьют короваи? Чай, кофе, какие-то отвары трав?
- Только сырую воду из ручьев и речек.
 
Поняв, что чай, кофе или вино нам здесь не подадут, быстро перешли к вопросам и ответам о жизни короваев.
 
- Как представляют себе окружающий мир Короваи?
 
По-видимому, это сложный вопрос для Питера и он надолго задумывается. Эдди с его слабым коровайским пытается разъяснить ему суть. Тот несколько раз переспрашивает. В итоге становится ясным, что Короваи представляют себе мир в виде расширяющихся кругов. Первый – это территория около их дома на дереве и окружающие их охотничьи угодья. Второй – это Большие джунгли, третий – Большая вода, Четвертый - Мир мертвых. Оттуда, полагают они, мы и явились. Поэтому нас надо опасаться. Мы ведь совсем другие – белые по цвету кожи и зачем-то одетые.
 
Эдди вспоминает свое первое знакомство с жителями этих мест, которое было у него лет 15 назад. Он – большой фанат-исследователь джунглей и их обитателей, перебравшийся в эти края с Суматры, поплыл на лодке с одним местным проводником вглубь джунглей. Остановившись после трех дней плавания на берегу, он почувствовал, что за ним наблюдают вооруженные дикари. Оценив напряженность и опасность ситуации, они отчалили к другому берегу, наловили там сетью рыбы и снова вернулись обратно, разложив ее в качестве дара от пришельцев. Дар приняли, но, чтобы окончательно завоевать их доверие, ему пришлось провести ночь со скелетом умершего человека. Таков был обычай.
 
Вскоре подошел Джани, и разговор пошел быстрее. Выяснилось, что Короваи не знают, что такое Луна и есть ли другие планеты, не знают дней недели, не ведают сколько им лет и сколько лет их детям. У них есть свой язык, но нет письменности. Нет религии – как-то нигде не было видно ни изображений богов, ни тотемных столбов, характерных для американских индейцев, ни других проявлений почитаемости кому-либо.
 
У них нет даже своей народной медицины, поэтому среди них очень большая смертность, и умирают они рано. А если у нас отнять медицину? Каждый из нас, наверняка, вспомнит пару случаев из своей жизни, когда его даже наша медицина вытаскивала с «того света». А здесь мужчина 40 лет – уже старик. Они болеют всеми болезнями, которые можно получить в джунглях. Хоронят просто – заворачивают тело в пальмовые листья и уносят в джунгли…
 
- На кого охотятся Короваи?
 
- Короваи – плохие охотники, скорее - они собиратели. Собирают разных жучков, паучков, кузнечиков. А охотятся по старинке – как когда-то наши предки на мамонтов. Выкапывают яму, и загоняют туда дикую свинью или казуара.
 
Но, побывав и побродив в этих джунглях, я что-то плохо могу себе представить - как можно это производительно сделать? Выкопать яму (чем? Да еще в болоте!) и туда загнать бедного худенького кабанчика (а если пробежит мимо?)? Опять все по новой? Наверное, проще подстрелить стрелой из лука. Свинья в джунглях ведь редкость. Она в этих краях ценится дороже, чем женщина, и служит дорогой разменной монетой между кланами Короваев.
 
Охотятся Короваи еще и на маленького зверька кус-кус. Он сумчатый, а его ближайшие родственники - это коалы, вомбаты и сумчатые летяги, которые в изобилии водятся в Австралии. Папуасы, вышедшие из джунглей, разводят их возле домов, как кроликов. Чешут с него шерсть и добавляют ее в вязаные изделия, а их мясо употребляют в пищу. Изредка в джунглях можно встретить казуаров - громадных птиц, похожих на индюков. Короваи часто их приручают, питаясь и их яйцами, и их мясом. А вообще, животный мир Папуа бедный. Наверное, поэтому и расцветал здесь махровым цветом каннибализм. И, говорят, совсем до недавнего времени…
 
Хотя у некоторых специалистов – исследователей этих краев, есть и другое мнение – папуасы такие же как и мы (т. е. не едят, и не ели людей), но многим обывателям из так называемого цивилизованного мира приятно слышать и пощекотать себе нервы лежа на диване в городской квартире, что есть еще на белом свете племена каннибалов…
 
Но чтобы вот так тихо, сытно и спокойно провести вечер в такой уютной домашней обстановке, короваям нужно очччень потрудиться днем – добыть муку, срубив и разделав пальму, потратить уйму времени и сил, чтобы вытащить рыбку, найти сгнившую пальму и, покопавшись в ней, собрать главный деликатес джунглей – толстеньких аппетитных личинок-червячков, дающих хорошую белковую добавку к скудной пище. Об этих трудовых буднях короваев – в следующей части нашего повествования.

Трудовая жизнь Короваев

После завтрака Питер пригласил нас посмотреть как они добывают основу своего пропитания – саговую муку. Приготовив всю нашу оптику, всей компанией двинулись за ним в джунгли. Далеко идти не пришлось, и вскоре они с Ото остановились и вместе со своими женами стали расчищать путь к стоявшей в стороне пальме Саго.
 
Пальма Саго
Она была высотой метров 10 – мохнатый толстый ствол с пучком красивых перистых листьев на вершине. Как гигантская кисточка для размалевывания. Ее латинское название Metroxylon sagu. А в простонародье ее называют Цикас. Чем же она знаменита? Это кормилица лесных людей. Без нее они бы, вероятно, не выжили в джунглях с его бедным животным миром и неумением заниматься сельским хозяйством.
 
Во-первых, ствол пальмы дает пищу – саговую муку. Ее из одного дерева можно получить до 100-150 кг. А в перепревшем поваленном стволе пальмы в большом количестве разводятся личинки т. н. Sago Worm – черви, похожие на личинок наших майских жуков – жирные, толстые и богатые белком живые образования. Они поедаются папуасами как сырыми, так и запеченными в «пирожках» из саговой муки и, надо сказать - довольно вкусны.
 
Во-вторых, пальма – это стоительный материал. Из ее листьев делают циновки и корзины для ловли рыбы, плетут стены домов и покрывают ими крыши. Листья также используют, заворачивая в них лепешки из саговой муки с личинками и запекая их на раскаленных камнях. А широкий стебель нижней части листового стебля Короваи используют в качестве лопаты для вычерпывания воды при осушении луж в надежде найти там рыбку. И даже в качестве воинского щита.
 
Расчистив место для падения пальмы и подготовив для нас даже сухие участки на болотистой поляне, Питер и Ото принялись по очереди рубить дерево. Толщина его ствола была более полуметра и, казалось, что этот повал будет идти не меньше часа. Но, пальма – это не дуб, и даже не сосна – ее ствол очень пористый, и минут через 15 они ее завалили. Отогнув кору на большей части ствола, они уступили место своим дамам, которые и начали процесс добывания саго-муки.
 
Встав втроем с одной стороны ствола пальмы, коровайки начали дружно долбить податливую сердцевину ствола какими-то каменными молотками на длинной ручке. Получалось очень споро и здорово.
 
Легко ли это? Этот вопрос решила проверить наша Оля. Подойдя к коровайкам, она распахнула свою рубашку и они чуть не попадали от удивления от вида ее шикарных грудей. Принялись восхищаться, щупать и доставать их из лифчика. Оля, не долго думая, скинула эти последние оковы цивилизации и, взяв каменный молоток, встала посередке между ними.
 
По команде старшей жены Питера они дружно замолотили по остаткам ствола. Через полчаса вместо него было мягкое древесное крошево, ограниченное корытом отогнутой коры. Это уже был полуфабрикат для получения саго-муки.
 
Затем, отделив от ствола основания стеблей, они стали мастерить из них желоба, в которые переносили саговую массу. А дальше все было просто – поливая из болотной лужи, которая была под ногами, сделанным из пальмового же стебля ковшиком, они выжимали и отцеживали эту массу, которая стекала, накапливаясь, в следующий желоб.
 
Это уже была, похожая по плотности на крахмал, саговая мука. Сегодня ее получили килограммов 10-15. Этого хватит, чтобы встретить и накормить гостей из двух других кланов-семей, которые придут к нам в гости завтра, чтобы показать свое воинское искусство и мастерство.
 
Пока женщины «выдавливали» крахмал, Питер и Ото сидели, отдыхая, на поверженном стволе пальмы и раскуривали длинные трубки с принесенным нами табаком.
 
- Зачем вы прикрываете член каким-то зеленым листиком?
 
- Не знаю. Это старый обычай, и мы его соблюдаем.
 
- С одной стороны, это защита от всякого рода повреждений такого важного для мужчины органа – добавил Эдди. - Есть разные короваи – у одних кончик члена оборачивается листиком, а у других – короваи Бату, которые живут еще глубже в джунглях и которых называют “каменными” и все еще почитают каннибалами, это “дело” прикрывают скорлупой ореха. А папуасы Дани вообще надевают на пенис длинные плоды узкой и длинной тыквы – котеку - и щеголяют в этом наряде даже по улицам такого большого города как Вамена.
 
Странное дело, глядя на Питера с Ото совсем не кажется, что перед тобой голые мужики. Лично для меня вид натуры противоположного пола более предпочтителен. Но на них даже приятно смотреть – стройные, загорелые и мускулистые. А это, вероятно, все потому, что кое-что все-таки у них немного спрятано.
 
Питер показал этот интимный процесс - пенис как бы заталкивают внутрь мошонки, и на оставшийся кончик крайней плоти хитро наматывают листик, и вот эта трубочка и торчит как маленький зеленый хвостик, вызывая поначалу недоуменное удивление у наших дам. А каждый раз, когда он хочет “по-маленькому”, приходится развязывать этот гордиев узел.
 
Роста они оба небольшого – при моем среднем росте 175 см, они были мне по плечо. Но, сложенные пропорционально, и если были одни, то издали они казались атлетами.
 
Закончив процесс выжимки сагового жмыха, женщины разобрали по своим котомкам полученную саговую муку и, подхватив еще своих ребятишек, все дружно пошли по «домам». Лично мы – прямо в речку.
 
Начинка саговых пирожков
 
Но только мукой не обойтись на столе у короваев. Обязательным дополнением и деликатесом всегда являются так называемые Sago Worm – толстенькие и жирные червячки-личинки. Их тоже добывают из этой же пальмы. Но не свежесрубленной, а старой и прогнившей. И ее тоже надо уметь найти.
 
Но короваи знают все эти места. К нашей - срубленной сегодня пальме - нужно наведаться где-то через месяц-полтора. И в ней, наверняка, можно будет найти это лакомство.
 
Чтобы показать этот процесс, после ланча Питер ведет нас снова куда-то вглубь джунглей. Идут также все женщины, неся свою поклажу, с которой никогда не расстаются – котомки, подвешенные на голове или через плечо, в которых скукожившись лежат малые дети. Вскоре подходим к поваленному стволу пальмы. Занимаем позиции для съемок, и женщины начинают свою работу по расщеплению ствола и поиску личинок Sago Worms.
 
Несколько ударов каменными топорами и молотками, и рыхлый ствол раскрывает свое чрево. Видно, как внутри него что-то копошится. Это Sago Worm – крупные и толстые черви, похожие на личинок наших майских жуков – жирные, толстые и богатые белком. Наиболее смелые из нас – Валерий, Тамара и я, пробуем их на вкус. И, попробовав, просим добавки.
 
Откуда же берется это толстенькое бело-розовое чудо с черной головкой в древесине прогнившего дерева? Его матерью является самка жука красного пальмового долгоносика Rhynchophorus ferrugineus. Она, пробуравливая хрупкий ствол дерева, внедняется в его нутро и откладывает около двух сотен яиц, из которых и получаются эти личинки, которые живут и развиваются до окукливания около 7 недель. Вот этот период нужно и не пропустить короваям чтобы взять их в удобном для использования виде.
 
Личинок было много. Даже очень много в одном стволе этой пальмы. Мы присоединились к коровайкам и тоже стали помогать им выбирать их из древесины, пробуя понравившихся на вкус. Что можно сказать по этому поводу? Нужно только в первый раз закрыть глаза и прожевать ее - вкусно, и ничего не случилось. Только как-то неприятно хрустнула на зубах ее хитиновая черная головка. Но, ничего - живой. Вторая и третья личинки уже пошли как заморский деликатес – нужно только абстрагироваться от их червеобразного вида и представить себе, например, устрицу. Чем она лучше?
 
Набрав этих личинок в три больших желоба, вырезанных из пальмовых стеблей, вся процессия двинулась обратно – в наше стойбище. На вечер Питер пригласил нас в свой long house, чтобы мы отведали блюда из саговой муки и личинок, добытых сегодня тяжелым трудом.

Рыбная ловля Короваев

Но одними булочками с червячками сыт не будешь, поэтому Короваи занимаются еще и рыбной ловлей. Пару способов добывания рыбы они нам показали следующим утром.
 
Перейдя мостик около нашего лагеря, все пять женщин-короваек, возглавляемые Питером, двинулись к ближайшему притоку речки. Обнаружив его, они стали сооружать плотину из веток, грязи и других подручных материалов, перегораживая его русло. Сделав это сооружение, женщины взялись за «совковые» лопаты, сделанные из нижних частей стебля пальмы саго, и стали дружно вычерпывать воду, переливая ее за плотину.
 
Глубина той части, где они стояли, была чуть ниже их колен и я думал, что эта работа затянется до вечера, хотя часть воды и утекала вниз по течению. Здесь же была и наша больная маститом Ongolek. Состояние ее груди стало лучше и она, держа ребенка в торбе за спиной, как могла, тоже помогала своим сестрам-женам.
 
Работали дружно и споро под резкие команды самой старшей из жен с высохшими от непосильного труда грудями. Она была активнее всех. И не прошло и получаса, как вода перед плотиной была вычерпана! Настала пора «собирать камни».
 
Отложив лопаты, они разбрелись по осушенной части русла и, проваливаясь по щиколотку в жидкую грязь, руками прощупывали каждую ее пядь, обыскивая каждую дырку и норку около берега и под упавшими ветвями. Ongolek, с ее опухшей от инфекции ногой, тоже участвовала в этих поисках. Результат этой, более чем двухчасовой тяжелой и грязной работы нескольких человек – несколько рачков и пара небольших рыбешек!
 
Придя в лагерь, они решили показать нам другой способ ловли. Он широко известен в мире наших браконьеров – «вентирь» или «морда». Все пять женщин принесли пять больших срезанных листов пальмы саго, и стали из него плести корзины.
 
Буквально за 20 минут все пять корзин были готовы и, насадив их на длинные шесты, они расставили их в разных местах нашей речушки. Осталось только подождать до утра.
 
Утром, проверив каждую корзину, получили неплохой результат. Несколько рачков и рыбок. А одна рыба была даже больше 20 см. Ну, вот и Manop terobo – «хорошо» по-коровайски! Есть Makan - еда.
 
Назавтра - сказал Эдди – у нас будут гости из соседних семейных кланов Короваи. Они живут километрах в 5-8 от нас и придут показать и себя, и свое воинское мастерство.
 

Прощание с кораваями

Сегодня последний день с Короваями. Три дня пролетели как один. Эдди договорился с вождями соседних коровайских кланов, что они сегодня придут и покажут нам себя и свое воинское мастерство. И у них также будет возможность пообщаться с нами и предложить свои изделия, которые они сами изготовляют, и которыми пользуются в быту...

Воинское искусство Короваев

После завтрака подошли к коровайскому long house. Сюда вскоре должны придти и соседские Короваи. Пытаясь усесться поудобнее на скамейку из жердей, смастеренную для нас, мы тут же обрушили ее наземь. Питер с Ото кинулись быстро ее исправлять, заново закручивая лианами жерди скамьи в «партере».
 
Усевшись поудобнее, стали ожидать появления воинов. Незаметно подошло несколько незнакомых женщин и они встали чуть поодаль, внимательно рассматривая нас. Регина достала свой «планшет» и стала показывать девочкам-коровайкам фотографии на нем. Все заинтересованно сгрудились вокруг них.
 
Из леса раздавались какие-то дружные вздохи-крики – это уже выходил из джунглей первый отряд короваи из примерно десятка мужчин. Они дружно выбежали из леса и выстроились на поляне около long house, ожидая появления второго отряда воинов. Вместе с ними пришли и их женщины, и их дети.
 
Все были в своей родной стихии – мужчины с зелеными наперстками из листьев на пенисах и лиановыми обручами на талии, с копьями и луками со стрелами. А женщины понадевали на шею и запястья свои самые лучшие драгоценности – бусы из морских ракушек и ожерелья из собачьих и кабаньих клыков.

Но особый шарм их красоте придавали еще и две соломинки, воткнутые в нос! Их носили не все, но такие дырочки на кончике носа, чтобы их туда вставлять, были у многих и мужчин, и женщин.
 
Эдди – молодец! Организовал приход всех этих короваев, живущих за много километров от этого места.
 
Он также посоветовал не лезть слишком близко к воинам с фотосессей и видеосъемкой во время их пробежек и упражнений, а то нечаянно могут огреть боевым каменным топориком или проткнуть копьем – с кого потом спрашивать? Вскоре с другой стороны снова послышались призывные крики, и на поляну выбежал второй отряд короваев.
Поприветствовав присутствующих, они разбежались в противоположные стороны и стали, призывно трубя, бегать навстречу друг другу вокруг long house, распевая криками свои однообразные боевые “песни”. Во время «стычки» групп, они махали копьями и каменными топорами, стараясь якобы нанести удары противнику, но все обошлось без кровопролития. Побегав так минут десять, остановились, не зная что дальше делать.
 
Чтобы занять эту паузу, мы тоже решили исполнить свой танец-песню – «Коровай, коровай – кого хочешь выбирай!». Короваи недоуменно смотрели на это наше действо, но так и не поняли основного смысла слов этой песни. И никого из нас не выбрали.

Прощание с Короваями

После этого началась фотосессия с воинами, женщинами, детьми. Они фотографировались с нами и, как мне показалось, не понимали, зачем это им надо.
 
Среди пришедших со стороны женщин было много молодых девушек, которые с удовольствием фотографировались с нами. Невысокие, загорелые и стройные. Регина показывала им разные фотографии на своем компьютере и они, собрав потом своих других подруг, радостно делились с ними этими впечатлениями. Одной из девушек очень понравился наш Валера и она не отходила от него ни на шаг. Звали ее Вунинге.
 
Затем короваи разложили на траве свои нехитрые товары-сувениры – пару каменных топоров, луки со стрелами, бусы из морских ракушек, собачьих и кабаньих клыков. Рассчитываться нужно было только индонезийскими рупиями. Доллары не брали – не знали, что с ними потом делать. Настоящий каменный топор стоил в пересчете 20 долларов. Красавец! Где такой купишь у нас?
 
Затем короваи разложили на траве свои нехитрые товары-сувениры – пару каменных топоров, луки со стрелами, бусы из морских ракушек, собачьих и кабаньих клыков. Рассчитываться нужно было только индонезийскими рупиями. Доллары не брали – не знали, что с ними потом делать. Настоящий каменный топор стоил в пересчете 20 долларов. Красавец! Где такой купишь у нас?
 
Сейчас, как самая лучшая память об этих незабываемых десяти днях, есть у меня на стенке коллекция, привезенная из настоящей эпохи каменного века – каменный топор, нож из кости казуара, котека, ожерелье из клыков кабана и головной убор из перьев. И еще несколько фотографий.
 
После окончания рыночных отношений, Питер пригласил всех воинов в «гостиную» своего long house - там уже был накрыт «стол» на полу с приготовленными яствами – лепешками из саговой муки с жареными личинками. Все быстро туда нырнули, а мы пошли собираться в наш обратный дальний путь.
 
До цивилизации в Декаи нам еще предстоит два долгих дня пути по двум рекам Папуасии. А затем, перелетев в Вамену, познакомимся еще с одним из представителей коренных жителей Западного Папуа – племенем Дани.
 
Итак, жизнь с короваями закончена. Узнали и увидели как живут люди каменного века – пора и домой. Мы шли к своим палаткам, изредка оборачиваясь на остающихся короваев. Оставляем навсегда ставшие нам уже близкими две коровайские семьи - Питера и Ото.
 
Ongolek с припавшим к выздоровевшей груди малышом, молча смотрела нам вслед. Ее подруги были заняты гостями. Вунингe печально стояла у невысокого дерева и, махая рукой Валерию, казалось безмолвно кричала – «Останься, ты будешь у нас вождем племени! У тебя будет много жен, и ты будешь здесь более счастлив!».
 
Стоило ли то, что мы увидели, затраченных сил и материальных средств? Для людей любознательных, ищущих новые приключения и нетребовательных к комфорту – Да, стоило. И никто из нас ни разу не сказал – чего я сюда приперся? Таких ощущений нельзя получить нигде. Мы увидели их жизнь наяву и поняли, как жили наши предки. Жили, вернее, выживали, они тяжело.
 
Счастливы ли они? Наверно, по-своему – да. Но, думаю, они были бы более счастливы, если бы не знали и не видели таких зрителей как мы. Может быть поэтому на их лицах почти не было улыбок.
 
Так нужно ли приходить к ним, чтобы удовлетворять наше любопытство?

Автор: Варежкин Юрий

февраль 2013 г.

Статья Путешествие в каменный век - Ч. 3. Трек по долине Балием. Племя Дани. >>>

 

Очерки

  1. От пустынь Намибии к водопаду Виктория

  2. Мадагаскар.

    Путешествие по острову сказок.

  3. Финал кенийского галопа

  4. Дорога в Уганду

  5. АФРИКАНСКИЙ ОВЕРЛЭНД.
    Часть 1. КЕНИЯ.
    Галопом по национальным паркам

  6. ЧИЛИ.
    Пуэрто Наталес.
    Горный массив Торрес дель Пайн

  7. БРАЗИЛИЯ.
    АРГЕНТИНА.
    ПАТАГОНИЯ

  8. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 1. Южный остров

  9. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 2. Северный остров

  10. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 1. Западная Австралия

  11. ФИДЖИ.
    Архипелаг нашей мечты

  12. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 2. Восточное побережье

  13. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 3. Остров Тасмания

  14. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    КЕНИЯ

  15. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 2. ТАНЗАНИЯ

  16. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 3. ТАНЗАНИЯ-МАЛАВИ

  17. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 4. - ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЮАР

  18. Боливия

  19. Перу,
    Эквадор (Галапагосские острова)

  20. Южный Вьетнам.
    Жизнь в дельте Меконга

  21. Последние снега Килиманджаро. Акклиматизация

  22. Куба.
    Любовь моя?

  23. Куба.
    Любовь моя?
    - Прощай!

  24. Последние снега Килиманджаро. Восхождение

  25. Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама

  26. Треккинг в Лангтанг и к озеру Госайкунда, Непал.

  27. Путешествие в каменный век. Дорога на Папуа и к Короваям

  28. Путешествие в
    каменный век. Жизнь в племени Короваи

  29. Путешествие в
    каменный век. Трек по долине Балием и племя Дани

  30. Вокруг Манаслу: неизвестный Непал

  31. Бруней. Реальный миф. Часть 1.
    Султан и брунейцы

  32. Бруней.
    Реальный миф.
    Часть 2.

    Основные достопримечательности столицы и ее пригородов

  33. Соловецкие
    острова.
    Путевые
    заметки

  34. Непальские заметки.

    Рассветы и закаты

  35. Архангельск.
    Путевые
    заметки

  36. Южный Вьетнам.

    Муйне и его достопримечательности.

  37. Пашупатинатх -
    место начала
    реинкарнации.
    Непал

  38. Трек
    вокруг Аннапурны
    апрель-май
    2013г

  39. Уарас и
    окрестности,
    Перу

  40. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Южные водопады

  41. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Золотое кольцо

  42. План поездки вокруг Исландии
    за 10 дней

  43. Вокруг Исландии за
    10 дней. Ледяная лагуна

  44. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Мыс Стокснес и ванны у ледопада

  45. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Восточные фьорды

  46. Вокруг Исландии.
    Водопады
    Деттифосс,
    Селфосс и
    Хафрагилфос

  47. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Тюлени и
    динозавры

  48. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Северные вулканы и
    Паффины

  49. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней.
    Охота на китов и
    водопад
    Годафосс

  50. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней

  51. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Водопады Лавы

  52. Трек
    к Лагуне-69 в Национальном парке Уаскаран

  53. Тайны
    плато Наска,
    Перу.
    Май 2014

  54. Древний
    Варанаси
    в преддверии
    Нового
    2015 года,
    Индия

  55. Рафтинг
    на реке Днестр
    в августе 2015

  56. Землетрясение
    в Непале,
    треккинг
    осенью 2015.