Отправьте нам сообщение

Мы получим Ваше письмо на Email и обязательно ответим

Намибия. В гостях у народности химбу

      Шестой день нашего путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» мы начали на Атлантическом побережье Намибии, где увидели фламинго и выброшенные штормами на берег корабли. Свернув направо, направились вглубь Африки и там познакомились с одним из его интересных этносов — народностью Гереро.
       К 17:00, преодолев последние за этот день 80 км, приехали в лодж Khorixas, расположившийся на окраине одноименного городка. В лодже было десятка два вот таких уютных домика с кондиционером и со всеми удобствами внутри, а такжеи барбекю сбоку от него. Ужин со свечами наши командиры Руан и Траст приготовили в виде барбекю, ингредиенты которого были закуплены в супермаркете городка Кхорихас. 

 
        В лодже был также и ресторан, в котором мы позавтракали. А рядом с ним находился неплохой бассейн, в котором так никто и не искупался — не хватило времени…
       Для путешественников, которые хотели располагаться бюджетно, неподалеку была площадка, на которой они могли ставить и свои автомобили, взятые напрокат и свои палатки. На каждом таком участке был и очаг для костерка и барбекю. Все африканские сафари-джипы обычно оборудованы специальными приспособлениями, которые позволяют устанавливать палатку прямо на крыше машины. Здесь это обязательная норма безопасности от диких животных при ночевке в саванне!  

         7-й день. Народность Химба. Вечернее сафари в НП Этоша (376 км)

     Выехав в 8 утра из лоджа Khorixas, через сотню километров по хорошей асфальтированной дороге № С35 подъехали к супермаркету в городке Каманьяб. Там заправились бензином и продуктами для ланча и ужина. А еще прикупили сувениры для детей племени Химба - всякие там ручки, карандаши и тетрадки - к ним мы заедем через часок по пути в Национальный парк Этоша.
     Супермаркеты в намибийских городках выглядели вполне современно и обладали достаточным ассортиментов товаров и продуктов. Конечно, в них не было того изобилия, которое есть в крупных столичных маркетах в виде многих десятков видов сыров, колбас или хамона, но пять- шесть видов каждого из этих продуктов можно было найти. Алкогольные напитки тоже присутствовали, но в отдельном секторе, который работал только в дневное время. Из таких напитков мы предпочитали южноафриканские вина, которые были в довольно хорошем ассортименте. И лучшим вариантом для нашей походно-автомобильной жизни было приобретение сухих вин, расфасованных в 5-литровых пакетах ...
       Свернув на дорогу № С40, на 20-м километре съехали направо на песчаную грунтовку и сквозь открытые окна услышали каке-то необычные звуки - как будто кто-то щелкал орехи. Остановившись, увидели, что вся дорога усеяна какими-то крупными насекомыми, смело переползавшими дорогу.
     Проехав еще немного, остановились у небольшого одноэтажного строения, которое служило одновременно и школой, и пропускным пунктом в деревню Химба - Otjikandero Himba Orphanage Village, в которой мы познакомились с живущей в области Кунене в Северной Намибии народностью Xимбa. Их численность невелика и точной цифры никто не знает. Полагают, что она колеблется в пределах 20 -50 тыс. человек.
  
        К нам подошел гид — местный парень и сказал, что платить ни за вход в деревню, ни женщинам в ней ничего не надо. Только, если есть что-то для школы — разные там ручки, карандаши или тетрадки, то можно их подарить для ребят. Ну, и покупайте сувениры, сделанные ихними руками! Выслушав такое напутствие, мы передали ему школьные принадлежности, которые купили для
детей, быстро собрали аппаратуру и вышли из сафари-трака навстречу новым впечатлениям. Метров через сто нашему взору открылась просторная территория с парой десятков круглых домиков под тростниковыми крышами.

       Между ними росли какие-то деревья с распустившимися красивыми цветами. Как потом оказалось, это были деревья Perpepotemenella (так написал их название наш гид Руан). Их цветы используют в качестве заварки для чая.
        Чуть в сторонке от домиков была площадка - их центральная площадь, которая использовалась для проведения различных деревенских мероприятий - собраний, рыночной торговли, танцев и др. Вот и сейчас с десяток женщин сидели кружком, оставляя проход в центр этого пространства для туристов и ждали нас.

        Все женщины были как одна - с интересными прическами на голове в виде косичек волос, густо обмазанных как будто красной глиной, со всякого рода ожерельями на шее и руках и - обнаженные по пояс. Как они делают такие прически (каждый день?!), как спят с ними (сидя?) - загадка ...

        Сделать такую прическу самой сложно и поэтому они помогают в этом друг другу. Заплетая косы, они покрывают их смесью из охры, жира и пепла. По прическе можно определить и семейное положение женщины. Такой же смесью все химбу покрывают и своё тело с целью защиты кожи от палящего солнца.
      Они были разными по возрасту - от молодых девушек до женщин уже "в годах" ... Прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в традиционной культуре для женщин Химба. У женщин нередки жемчужные ожерелья. А на руках, как правило, они носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

       Все туристы, а вместе с нами прибыл еще автобус с немецкими туристами, разбрелись по деревне в поисках интересных фотокадров. Но, так как мы были первыми, нам удалось еще поснимать местную фактуру без туристов на заднем плане. И, если сверху женщина химбу раздета, то в нижней части у нее очень сложная конструкция юбок, в числе которых бывают и кожаные, сделанные из козлиных шкур. Эта часть одежды тоже украшается разного рода "драгоценностями".


       Заглянув внутрь дома, можно только ужаснуться от вида его "интерьера", в котором не было абсолютно никакой мебели. И - даже ящика, на который можно было бы складывать вещи или кухонную посуду. Все лежало или валялось на голой земле. На ней же были и тонкие циновки для сна и продолжения рода ...
       Сразу у выхода находился костровой очаг, на котором в котелке готовилась пища. Тут же крутились под ногами малые дети. Они, в отличие от своих матерей, были одеты в европейскую одежду - шорты и футболки. Также были одеты и их мужчины, которых мы практически и не видели.



       Специалисты считают, что химба (вместе с гереро, которых мы видели вчера) мигрировали в Намибию из восточной Африки несколько сотен лет назад. Около 150 лет назад гереро отделились от химба и переселились дальше на юг.
        Ну, а с этой оригинальной и модерновой красоткой, отличавшейся от всех своим пепельно- черным цветом волос, получилась интересная история! Я выложил несколько оперативно сделанных фотографий вечером в Фейсбук, а через пару дней получаю от них уведомление - удалите ее или мы вас забаним за распространение детского порно ...

      Жаль, что никто не спросил ее, сколько ей лет. Но, думаю, достаточно, чтобы ее выпустили в свет в таком наряде сами ее родители, которые, наверняка, находились неподалеку. Да и заснял я ее около дома, из которого она вышла - т.е. возможно уже была замужем и просто еще не обрела начитанности; грудей взрослой женщины. Мы все долго смеялись, но удалить из ФБ ее
пришлось ...
         Уже потом, приехав домой и анализируя литературные источники, мы поняли, что познакомились с уникальным народом! Столько вытерпеть за свою историю и остаться "на плаву"! Наряду с гереро они тоже подвергались геноциду со стороны немецкой администрации в начале 20 века. В 1980-х годах в результате жесточайшей засухи, погубившей почти весь их скот, химба практически прекратили своё существование. И только с 1990-х годов они начали своё возрождение ... 

       На визит к химба нам вполне хватило часа и после ланча, который мы устроили на выезде из деревни, направились к Национальному парку Этоша. Дорога шла по зеленой кустистой равнине и через пару часов мы подъехали к входным воротам Национального парка. Дальше, до лоджа Halali, было т.н. сафари с редким животным миром — в основным мелкими копытными.

Очерки

  1. У БУШМЕНОВ НАМИБИИ

    Восьмой день нашего путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» начался с утреннего сафари по национальному парку Этоша и закончился в интересном отеле Namutoni Bush Chalets, расположившемся на территории старой немецкой крепости с одноименным названием. Эта крепость, построенная немецкими колонизаторами в конце 19 века, затем пережила и взлет, и падение. Сейчас, восстановленная в 80-х годах прошлого века, она сочетает в себе и комфортный отель для туристов, и исторический музей.

    Проведя ночь в комфортных бунгало, выполненных в стиле Афро, сочетающем в себе как простые материалы типа кирпич и дерево в отделке комнат, так и дорогое оборудование и шикарные постельные принадлежости в интерьере.

    После раннего завтрака снова выехали на сафари. Объехав по кругу северо-восточную часть высохшего озера, убедились, что картина животного мира была такая же бедная как и вчера — в основном попадались мелкие копытные.

    Завернув обратно в лодж, собрали вещи и, выпив еще раз по чашечке кофе, выехали на юго-восток в сторону городка Grootfontein. На выезде из парка Этоша нас остановили, заставили выйти из машины и пройти "дезинфекцию". Выйдя, немного потоптались в своей обуви в тазике, на дне которого лежала смоченная чем-то грязная тряпка. Посмеявшись над целесообразностью этой процедуры, снова заняли свои места и выехали в сторону Хрутфонтейна.

    От отеля до городка около 170 км. В нем тоже во времена колонизации Германией этих земель немцами была построена крепость, но заезжать и смотреть ее времени у нас не было. Наш гид Руан сказал, что мы увидим более интересное зрелище - бушменов! Судя по простому переводу - людей, которые живут на природе - в прериях и пампасах или, как здесь говорят - в буше ...

    Проехав городок Хрутфонтейн и заправившись в придорожном супермаркете продуктами для ланча и ужина, свернули с хорошей асфальтированной дороги В8 на грунтовку D2874 и, проехав около 50 км, остановились у небольшой полянки. Там наши командиры Руан и Траст, соблюдая святое правило всех западных туристов, достав походную мебель, которая находится в комплекте машины, быстро организовали ланч и во время его мы поняли, что дальше пойдем пешком уже к бушменам.

    Пока обедали, к нам подошел босой невысокого роста мен, на котором из одежды была только серая набедренная повязка. Вот такой он был - наш первый бушмен! По-видимому, была какая-то связь у нашего Руана с ним, если он подошел к нам по окончанию ланча. Но каких-либо современных средств связи типа iPhonов у него заметно не было. Да и куда его спрячешь?

    Но, факт остается фактом - экскурсия к бушменам была для нас подготовлена. Вежливо отказавшись от предложенной ему тарелки с нашим ланчем, состоявшем из нарезки овощей, мяса и фруктов, он скромно стоял в жидкой тени акации и ковырялся палочкой в земле, словно что-то выискивая. Затем, видя, что все готовы следовать за ним, повернулся и пошел вглубь буша по хорошо вытоптанной тропинке.

    Пройдя сквозь редколесье около трехсот метров, мы вышли вслед за ним на небольшую поляну, на которой стояли три соломенных бунгало.

    Дверей в них не было и так и зияла девственная пустота их интерьеров. Не было даже на чем спать. Стало ясно, что эта деревня показная — только для туристов. А сами они живут где-то неподалеку, но показывать свое истинное жилье почему-то не хотят.

    Посреди поляны росло большое дерево и в его тени двумя отдельными группами сидели мужчины и женщины с детьми.

    К кому же мы пришли?

    К бушменам — охотникам и собирателям. На основании генетических исследований ученые относят их и родственных им кочевников-готтентотов к населяющим Южную Африку койсанским народам и полагают, что они являются наследниками самого раннего расового разделения в истории человечества, случившегося более 100 тысяч лет назад — задолго до того, как предки современных людей начали мигрировать из Африки в Евразию.

    И, как полагают генетики, бушмены относятся к намного более древнему народу чем центральноафриканские пигмеи, племена охотников-собирателей Восточной Африки и других групп аборигенного африканского населения. Вот так говорит современная наука! А с виду - обычные люди ...

    После короткого знакомства, дело в свои руки взял наш проводник и по его команде двое бушменов показали как они умеют добывать огонь трением палочек. Эту несложную технологию африканцы выполняют с легкостью. Подобное я видел не раз и у масаев, и в Уганде, когда мы ходили в гости к нашим предкам - гориллам. Правда, делали это не гориллы, а местные жители - наши проводники.

    Потом двое мужчин показали как быстро можно сделать лук, тетиву для него и стрелы. Просто поразительно, как из свежесрезанного деревца они быстро сделали это важное и нужное для древнего охотника оружие. Тетива сплелась из тонких волокон, которые были под корой, а сам лук и стрелы - из подходящих для этой цели веточек.  

    Двое других мужчин, вооружившись луками со стрелами, направились на «охоту» весьма образно показывая друг другу жестами куда направляться, в кого стрелять и т. д. Вдруг один из них, скорчившись от боли, запрыгал на одной ноге - оказывается вогнал себе в пятку хорошую колючку. Прихрамывая, он не бросил спектакля охоты, а стоически закончил его под наши аплодисменты. 

    Женщины тоже не остались в долгу и показали как они, отложив в сторону детей и кухонные дела, умеют развлекаться — прыгали через длинную скакалку и заводили хороводы. Все, как и в наших селах и когда-то, и сейчас…

    Вот так бушмены приспособились к жизни в пустыне и в их быте за последние десятки тысяч лет мало что изменилось.

    А еще нам показалось, что бушмены - удивительно дружелюбные люди. И, в то же время, такая суровая жизнь ставит их порой в жесткие условия естественного отбора. У них даже есть такое правило, что новорожденных, если они очень слабы, в живых не оставляют. И делает это сама мать.

    А что можно было другое предложить в условиях полного отсутствия медицины? Помнится, такой же обычай был и в древней Спарте - недоношенных и увечных детей сбрасывали со скалы ...

    Нужно ли это делать сейчас - дискуссионный вопрос, об который ломаются копья как сторонников эвтаназии таких увечных и больных новорожденных, так и сторонников соблюдения христианской морали, дескать, все дается от Него, что заслужили и надо терпеть ...

    Но - мы отвлеклись!

    И вот здесь мы видим вполне здоровых и упитанных в норме детей. Таких же как и у нас при всяких там специальных детских кухнях, меню и поликлиниках с педиатрами ...

    Чувствуется, что и бушменам начало надоедать наше присутствия и они потихоньку начали куда-то уходить по тропе. Старшие дети уносили младших, а их мамаши пока оставались с нами.

    Пробыв у бушменов около часа, вернулись к машине и уже затемно приехали на ночлег в понравившийся всем комфортный отель Ghaub Fiume Guest Farm, который располагался на 35-ом км от Хрутфонтейна в паре километров в открытом буше в стороне от дороги № В8.

    А вот там-то на рецепции с нас и сняли за экскурсию к бушменам по 860 рандов ($66)! Оказывается, это они управляли этой экскурсией. Нехило! Интересно — сколько же из этой суммы достанется самим бушменам?

    Комфорт в отеле, в отличие от такового в бушменской деревне, был на высоте! Прекрасно оформленные комнаты в афро-стиле с отделкой деревом и камнем были начинены самым современным сантехническим оборудованием. В этот вечер наша группа была в отеле единственной и барная стойка пустовала. 

    Уже утром прогулялись по территории отеля, отгороженной от окружающей местности невысоким забором. Все кругом было чисто и ухожено. Посреди территории был уютный уголок со скамейками и кострищем для барбекю. Чуть в стороне стоял наполненный чистой водой бассейн. Здесь было бы нескучно провести денек-другой, но жесткий график путешествия и большие расстояния диктовали свои условия - ни минуты задержки и  только вперед!

     

  2. От пустынь Намибии к водопаду Виктория

  3. Финал кенийского галопа

  4. Мадагаскар.

    Путешествие по острову сказок.

  5. НАМИБИЯ. В ГОСТЯХ У ПЛЕМЕНИ ХИМБУ.

  6. Дорога в Уганду

  7. АФРИКАНСКИЙ ОВЕРЛЭНД.
    Часть 1. КЕНИЯ.
    Галопом по национальным паркам

  8. ЧИЛИ.
    Пуэрто Наталес.
    Горный массив Торрес дель Пайн

  9. БРАЗИЛИЯ.
    АРГЕНТИНА.
    ПАТАГОНИЯ

  10. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 1. Южный остров

  11. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 2. Северный остров

  12. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 1. Западная Австралия

  13. ФИДЖИ.
    Архипелаг нашей мечты

  14. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 2. Восточное побережье

  15. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 3. Остров Тасмания

  16. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    КЕНИЯ

  17. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 2. ТАНЗАНИЯ

  18. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 3. ТАНЗАНИЯ-МАЛАВИ

  19. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 4. - ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЮАР

  20. Боливия

  21. Перу,
    Эквадор (Галапагосские острова)

  22. Южный Вьетнам.
    Жизнь в дельте Меконга

  23. Последние снега Килиманджаро. Акклиматизация

  24. Куба.
    Любовь моя?

  25. Куба.
    Любовь моя?
    - Прощай!

  26. Последние снега Килиманджаро. Восхождение

  27. Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама

  28. Треккинг в Лангтанг и к озеру Госайкунда, Непал.

  29. Путешествие в каменный век. Дорога на Папуа и к Короваям

  30. Путешествие в
    каменный век. Жизнь в племени Короваи

  31. Путешествие в
    каменный век. Трек по долине Балием и племя Дани

  32. Вокруг Манаслу: неизвестный Непал

  33. Бруней. Реальный миф. Часть 1.
    Султан и брунейцы

  34. Бруней.
    Реальный миф.
    Часть 2.

    Основные достопримечательности столицы и ее пригородов

  35. Соловецкие
    острова.
    Путевые
    заметки

  36. Непальские заметки.

    Рассветы и закаты

  37. Архангельск.
    Путевые
    заметки

  38. Южный Вьетнам.

    Муйне и его достопримечательности.

  39. Пашупатинатх -
    место начала
    реинкарнации.
    Непал

  40. Трек
    вокруг Аннапурны
    апрель-май
    2013г

  41. Уарас и
    окрестности,
    Перу

  42. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Южные водопады

  43. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Золотое кольцо

  44. План поездки вокруг Исландии
    за 10 дней

  45. Вокруг Исландии за
    10 дней. Ледяная лагуна

  46. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Мыс Стокснес и ванны у ледопада

  47. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Восточные фьорды

  48. Вокруг Исландии.
    Водопады
    Деттифосс,
    Селфосс и
    Хафрагилфос

  49. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Тюлени и
    динозавры

  50. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Северные вулканы и
    Паффины

  51. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней.
    Охота на китов и
    водопад
    Годафосс

  52. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней

  53. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Водопады Лавы

  54. Трек
    к Лагуне-69 в Национальном парке Уаскаран

  55. Тайны
    плато Наска,
    Перу.
    Май 2014

  56. Древний
    Варанаси
    в преддверии
    Нового
    2015 года,
    Индия

  57. Рафтинг, сафари, банджи, параглайдинг, маунтинбайк в Непале
  58. Рафтинг
    на реке Днестр
    в августе 2015

  59. Землетрясение
    в Непале,
    треккинг
    осенью 2015.