Отправьте нам сообщение

Мы получим Ваше письмо на Email и обязательно ответим

Древний город Варанаси, Индия

 

Что происходит в предновогодний день в таком необычном и святом для всех индусов городе Варанаси, в котором каждый из них почитает за высшее счастье отойти в «мир иной»?

Индийский город Варанаси (он зовется еще Бенарес или Каши) является одним из четырех центров паломничества на реке Ганг. Но именно Варанаси больше всего ассоциируется и с самой рекой, и с её религиозным значением. Ученые полагают, что Варанаси — один из старейших городов на Земле и был основан Шивой около 5 тысяч лет назад. Ежегодно его посещает более миллиона паломников. И это не только шиваисты и вайшнавиты, но и буддисты с джайнами.

Утро в Варанаси

Раннее утро. В этот последний декабрьский день кругом сильный туман и даже холодно. Температура ночью была градусов 8 и мы вынуждены были еще вечером попросить электрообогреватели, так как кондиционеры в нашем гестхаусе Sita Guest House, расположившемся прямо на берегу Ганга, работали только на охлаждение.

 

Несмотря на ночной холод, вода в Ганге довольно теплая – градусов 18-20, днем ведь достаточно тепло и в конце декабря температура бывает до 20-24 градусов. Но, несмотря на туман и холодное утро на всех гхатах (Ghat) - площадках, спускающихся длинными каменными ступенями к воде, уже много народу – и мужчин, и женщин. Были даже дети.

Прямо на нижних ступенях все раздеваются и, аккуратно сложив одежду, спускаются к воде. Женщины остаются в каких-то длинных сари, а мужчины в трусах.

Зайдя в воду, они совершают частичное или полное омовение тела, иногда моются с мылом. Некоторые ныряют и, проплыв несколько метров среди многочисленных лодок, радостно возвращаются обратно.

Этот ритуал «очищения» в священной реке Ганг обязателен для всех индусов, прибывающих в Варанаси. Все они знают и свято верят, что воды Ганга обладают способностью к их очищению и снятию с них грехов. И сама река, несмотря на ее физическое загрязнение, у всех индусов остаётся символом святости и чистоты.

К реке приходят и местные жители, и паломники со всей Индии. Их цель - исключительно осуществление священного омовения. И каждый индуист должен сделать это хотя бы раз в своей жизни.

Почему многие приходят так рано? Просто, согласно традициям, лучшим временем для омовения считается рассвет. Это время также благоприятно и для молитв, воздаваемых восходящему Солнцу или другим божествам. А в качестве подношений им, обычно используют фрукты, сладости и цветы.

О чистоте воды и ее анализе, чтобы не будить сверхчувствительное воображение у некоторых читателей (ниц), я лучше говорить не буду. Можно только отметить, что наш гхат находится в центре, а выше по течению располагается еще полгорода со своими стоками, мусором и местами сжигания трупов на берегу, останки которых затем спускают вниз по течению Ганга, т.е. в нашу сторону.

К этому можно добавить еще и утопление умерших детей до 13 лет и беременных женщин. Так что река в районе города полна трупов с камнями на шее. Ниже по течению можно встретить и их останки, вынесенные течением на песчаные берега. Пищи для хищной рыбы здесь достаточно.

День в Варанаси

Днем очень интересно прогуляться вверх или вниз по течению Ганга и понаблюдать его прибрежную жизнь. Все берега представляют собой каменные площадки – Гхаты - со спускающимися к воде длинными ступенями. Выше площадок располагаются дома, напоминающие крепостные стены. Взять город просто так штурмом с воды вряд ли кому удавалось в давние времена.

Пройдя от нашего гестхауса с полкилометра вверх или вниз по течению, мы обязательно встретим гхаты, на которых идет кремация умерших. На одном из них, расположенном вниз по течению Ганга, горело свыше двух десятков костров. И в каждом был свой труп. Говорят, в день здесь происходит свыше двухсот кремаций.

 

Все реки для индуистов служат местом кремации умерших. Но Ганг – самое популярное место в этом деле.

Ведь реки, согласно их пониманию, являются связующим звеном между Небом и Землей и считается, что когда индусы бросают пепел своих умерших родственников в реку, то они помогают им достичь т.н. Мокши (спасения и ухода от дальнейших реинкарнаций) и попасть сразу на райские небеса.

Для всякого индуса попасть в воды Ганга в любом виде почетно – как в виде пепла из сгоревшего на берегу прощального костра, так и пеплом из городского крематория (это будет намного дешевле). Совсем бедные, не имеющие денег на оплату дров и электрического крематория, довольствуются простым сбрасыванием мертвецов в воду и их полуразложившимися трупами можно любоваться по берегам ниже по течению рек.

 

Подойдя к гхату с пылающими кострами, начали было фотографировать еще издали этот процесс. К нам тут же подошел молодой индус и начал говорить, что он здесь работает охранником, и все его предки тоже работали охранниками на этом гхате. И что фотографировать нельзя. Если хотите, я вам покажу место, откуда можно будет удобно понаблюдать за процессом кремации.

Согласившись с его предложением (речи о деньгах от него не было), поднялись по ступенькам на крышу пустующего здания. Там молча стояла одинокая женщина. С крыши, огороженной перилами, открывался вид на всю картину этой массовой кремации. Заметив, что я пытаюсь сделать фотографии, строго сказал, что надо оформить “пермит” – разрешение. Где и у кого? А вон у той женщины, которая стоит у выхода с крыши.

- И сколько?

Он подошел к ней и, пошептавшись, вернулся с вердиктом – одна тысяча! Затем посмотрев серьезно в глаза, добавил – с каждого!

- А кто она такая?

- Она работает смотрительницей в доме престарелых и эти деньги пойдут туда.  

Сошлись на патидесяти рупиях с носа.

Спустившись вниз, пошли еще дальше вниз по течению Ганга. Все свободные пространства вокруг этого гхата были так заставлены штабелями дров, что было трудно протиснуться между ними. Наш “гид и охранник” пытался было еще идти за нами, но мы оторвались от него, запутав следы в лабиринтах этих дровяных складов.

Пройдя еще ниже, увидели повседневный быт жителей – стирку и сушку белья, купание себя и детей в мутных водах священной реки. Стирали белье просто и по старинке – намылив, выбивали из него грязь палкой или ударяли по многу раз свернутой в жгут простыней об камень. Выстриранное белье тут же раскладывалось на каменные ступени гхатов. На некоторых простынях были видны следы коров, бесцельно бродящих вдоль реки в поисках пищи из выбрасываемого и плывущего по воде мусора. Следы коров, наверно, тоже считались священными, так как их никто не отгонял от сохнувшего на ступенях белья.

Спустившись еще с километр, решили вернуться обратно на лодке. Лодочников, желающих подзаработать, на берегу Ганга очень много и нормальной ценой часовой прогулки является 50 рупий (ок. $1) с человека. Хотя, видя белого человека, многие сразу заламывают цену втрое-четверо больше.

Проплывая мимо гхата с пылающими кострами и заметив, что мы снимаем, лодочник свернул к берегу. А там уже поджидал наш знакомый “охранник”! Мы сразу поняли в чем тут дело – нас снова хотят “раскрутить”! Прикрикнув на лодочника, чтобы он не причаливал, а греб дальше, иначе мы выйдем и он не получит ничего. С неудовольствием, вняв нашим указаниям, высадил нас уже у нашего отеля. Правда, при расчете, стал нагло требовать “бакшиш”, с чем мы еще нигде не встречались в Индии.

Вечер в Варанаси

Помимо кремации важный ритуал, проводимым на гхатах Ганга — это Аарти. Во время этого ритуала богам преподносятся зажжённые лампадки, сделанные из листьев деревьев, с фитилём, погружённым в топлёное масло.

 

Считается, что чем дольше горит лампадка, тем больше шансов на осуществление просьбы, о которой индуист просит богов. Важным элементом этого ритуала являются песни, посвящённые богам, исполняемые одновременно с подношением.

Этим делом широко пользуются для своего заработка индусы. По всему берегу и, особенно на центральных гхатах, под зонтиками сидят люди и, зазывая, прочитывают вам молитву. Вы должны ее повторить, а потом, вручив такую лампадку, говорят, что загадав желание, вы должны спустить ее по течению в воду. Проделав все это, при возвращении с реки (мимо не проскочить), требуют деньги. Кто сколько даст. Как правило, все туристы дают по 50-100 рупий. Ну, а обычно этот акт Аарти стоит 10.

К шести вечера все гости Варанаси собираются на ступенях главного гхата Ганга – Dashashwamedh Ghat. Не знаю, как в другое время, но сейчас в каждый предновогодний вечер в 18 часов начинался интересный индуистский концерт Пуджа (Молитва) – на семи площадках, оборудованных освещением, музыкой и колоколами, выступали семь интересных молодых парней с десятком разного рода индуистских песен-молитв.

 

Народ занимал места как впереди этой импровизированной сцены, так и позади ее на лодках. На качество просмотра это не влияло, так как парни, исполняя свои песни, плавно поворачивались по кругу.

Концерт был бесплатным, но всех присутствовавших обходили женщины и предлагали осуществить ритуал Аарти – купить виньетку из цветов с зажженой свечкой и потом спустить ее на воды Ганга.

Ночь в Варанаси

Ночь в Варанаси приходит внезапно сразу после 6 вечера. Но бурная уличная жизнь еще долго не стихает – маленькие магазинчики и уличные торговцы все еще надеются на запоздалых покупателей.

Ближе к полуночи улицы все же пустеют – народ расходится по своим разнокалиберным домам – от современных новостроек, которые есть в районе университета до переполненных домов и  квартир старого города. А понятие «старый город» распространяется почти на весь полуторамиллионный Варанаси и все его пригороды.

На всех улицах много мусора, который накапливается на них за день. После полуночи, решив посмотреть как жители встретили Новый Год, вышли на улицу. К одному из центральных перекрестков тачками свозили мусор и сбрасывали в кучу. В этой куче, разыскивая что-нибудь съестное, копались несколько бездомных индусов и пара десятков коров.

Следует отметить, что хождение по вечерним и ночным улицам Варанаси было абсолютно спокойным и безопасным. Никто не покушался на наши карманы и только некоторые обездоленные с тоской в глазах, протягивали к нам свои пустые руки...

Заметили ли они, что сегодня наступил Новый Год?

Проходя по улице Dashaswamedh Ghat road, ведущей к центральным гхатам, видно, что во всех подворотнях, имеющих навес или балкон, устраиваются места для ночлега. Согревшись немного у небольших костерков, собранных из мусора, их нищие обитатели, закутавшись во все, что удалось собрать за свою жизнь, укладывались спать.

Это были люди самого разного возраста – мужчины, женщины. Были и дети. Встречались очень благообразные старики с шикарными бородами и интересными чалмами на головах. Кем они были в этой жизни? Неужели так и родились на улице? И сейчас смиренно ждут своего конца, зная, что после смерти будут просто так, без почетной кремации сброшенными в воды Ганга.

Но, все равно - священного для них Ганга.

Автор:  Варежкин Юрий

январь 2015 года

Очерки

  1. От пустынь Намибии к водопаду Виктория

  2. Мадагаскар.

    Путешествие по острову сказок.

  3. Финал кенийского галопа

  4. Дорога в Уганду

  5. АФРИКАНСКИЙ ОВЕРЛЭНД.
    Часть 1. КЕНИЯ.
    Галопом по национальным паркам

  6. ЧИЛИ.
    Пуэрто Наталес.
    Горный массив Торрес дель Пайн

  7. БРАЗИЛИЯ.
    АРГЕНТИНА.
    ПАТАГОНИЯ

  8. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 1. Южный остров

  9. Новая
    Зеландия.
    Страна длинных белых облаков. Часть 2. Северный остров

  10. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 1. Западная Австралия

  11. ФИДЖИ.
    Архипелаг нашей мечты

  12. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 2. Восточное побережье

  13. АВСТРАЛИЯ.
    Страна Down Under (наоборот). Часть 3. Остров Тасмания

  14. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    КЕНИЯ

  15. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 2. ТАНЗАНИЯ

  16. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 3. ТАНЗАНИЯ-МАЛАВИ

  17. АФРИКА.
    ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.
    Часть 4. - ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЮАР

  18. Боливия

  19. Перу,
    Эквадор (Галапагосские острова)

  20. Южный Вьетнам.
    Жизнь в дельте Меконга

  21. Последние снега Килиманджаро. Акклиматизация

  22. Куба.
    Любовь моя?

  23. Куба.
    Любовь моя?
    - Прощай!

  24. Последние снега Килиманджаро. Восхождение

  25. Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама

  26. Треккинг в Лангтанг и к озеру Госайкунда, Непал.

  27. Путешествие в каменный век. Дорога на Папуа и к Короваям

  28. Путешествие в
    каменный век. Жизнь в племени Короваи

  29. Путешествие в
    каменный век. Трек по долине Балием и племя Дани

  30. Вокруг Манаслу: неизвестный Непал

  31. Бруней. Реальный миф. Часть 1.
    Султан и брунейцы

  32. Бруней.
    Реальный миф.
    Часть 2.

    Основные достопримечательности столицы и ее пригородов

  33. Соловецкие
    острова.
    Путевые
    заметки

  34. Непальские заметки.

    Рассветы и закаты

  35. Архангельск.
    Путевые
    заметки

  36. Южный Вьетнам.

    Муйне и его достопримечательности.

  37. Пашупатинатх -
    место начала
    реинкарнации.
    Непал

  38. Трек
    вокруг Аннапурны
    апрель-май
    2013г

  39. Уарас и
    окрестности,
    Перу

  40. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Южные водопады

  41. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Золотое кольцо

  42. План поездки вокруг Исландии
    за 10 дней

  43. Вокруг Исландии за
    10 дней. Ледяная лагуна

  44. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Мыс Стокснес и ванны у ледопада

  45. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Восточные фьорды

  46. Вокруг Исландии.
    Водопады
    Деттифосс,
    Селфосс и
    Хафрагилфос

  47. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Тюлени и
    динозавры

  48. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Северные вулканы и
    Паффины

  49. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней.
    Охота на китов и
    водопад
    Годафосс

  50. Вокруг
    Исландии
    за 10 дней

  51. Вокруг Исландии
    за 10 дней.
    Водопады Лавы

  52. Трек
    к Лагуне-69 в Национальном парке Уаскаран

  53. Тайны
    плато Наска,
    Перу.
    Май 2014

  54. Древний
    Варанаси
    в преддверии
    Нового
    2015 года,
    Индия

  55. Рафтинг
    на реке Днестр
    в августе 2015

  56. Землетрясение
    в Непале,
    треккинг
    осенью 2015.