Тайны плато Наска, Перу. Май 2014
Автор: Ольга Варежкина, Екатеринбург
Следующее путешествие в Перу >>>
Сколько тайн на свете – не сосчитать. Если хотя бы несколько тайн сконцентрировать в одном месте, к примеру, юго-центральной части Перу, то получится… Получится окруженный холодной, ветряной пустыней небольшой городок, кому на долю выпало удивить мир, прославить имя и заставить не одно поколение исследователей ломать голову над одной из величайших тайн человечества. Имя ему – Наска.
Герб города Наска
Короткое, звучное название врезалось мне в память в 70-х после просмотра научно-популярного фильма «Воспоминание о будущем», экранизации книг швейцарского уфолога Эриха фон Дёникена. Тот фильм запомнился многим, зародив ростки желания самим подняться в воздух, воспарив над загадочными знаками. С тех пор каждый раз, как натыкалась на очередное исследование, непременно любопытствовала, смогло ли, наконец, человечество хотя бы немного приблизиться к разгадке. О том, чтобы своими глазами увидеть ту самую Наску, даже не мечтала. Казалось нереальным. И вот такая возможность, наконец, появилась благодаря задумке Андрея и Лены.
Эта долгожданная встреча началась не с плато, где та самая тайна расползается линиями и зигзагами в разные стороны. С аккуратных, чистых улиц, буквально напичканных знакомыми с юности символами. Видишь их повсюду – на остановках, тротуарах, на газонах и гербе города.
Улицы города и главная площадь
Озорная, проворная обезьянка с закрученным спиралью хвостом выбрала для своих проказ городской герб. Оттопыривший толстый животик паучок-многоножка вышел прогуляться на газон. Крохотная птичка колибри взяла старт с автобусной остановки…Пятая нога собаки обосновалась на главной площади…
Символы заметно оживляют сонный и почти безлюдный город, не давая позабыть ни на минуту, где находишься, зачем сюда приехал. Только жаль, что старания горожан остаются незамеченными. А у города, наверняка, есть своя история, немного подзабытая, устремленная не одними прямыми в глубину столетий.
Жители города Наска
Да, он простоват, и на редкость современен. Следы колониальной эпохи в нём вряд ли найдутся. Их попросту нет. И не потому, что пожаловавшим сюда в 16 веке испанцам было лень что-то делать. Как бы ни казалось странным, зная, какие сегодня здесь могут быть сушь и холод, они весьма активно занялись выращиванием винограда, превращая его в вино. Завезли рабов с черного континента, приучая к вину и тяжелой изнурительной работе. До фанатизма упорствовали в поисках золота, которое поныне находят современные старатели. Строили, как и везде, церкви, прививая индейцам вкус к новой правильной вере.
Церковь города Наска
Всё бы ничего, только городок часто подвергался землетрясениям, постоянно менявшим его облик. Вот и очередная встряска в 1996 году, разрушив тысячи зданий, вновь перекроила городское лицо, начисто стерев архитектурную память о тех европейских пришельцах.
Зато о «пришельцах» из иных далёких миров, кому сторонники инопланетного пришествия настойчиво приписывают найденные в пустыне «следы», нигде, как здесь, я так много не слышала. Эта версия нравилась многим из нашей группы, с нетерпением ожидавшей наступления утра, когда над плато начнутся полёты. Совпадут ли ожидания каждого с реальностью, покажет нам следующий день.
Город окружают невысокие горы
Но линии Наска – это не единственная загадка плато, ради чего сюда приезжают за тысячи километров. Оно хранит в себе немало и других тайн. Одна из них отправляет нас в начало 1 тысячелетия за 20 км от города, где сохранились остатки древних сооружений, занесенных песком. Это место на склонах холмов долины Наска известно как Кауачи.
Как и обнаруженные в конце 30-х годов прошлого столетия на плато рисунки, эти «примитивные» постройки из саманных блоков в несколько уровней серьезно озадачили археологов – а для чего они предназначены. Был ли это церемониально-религиозный центр с шестью пирамидами, каким описывает его Википедия, основываясь на исследованиях американки Хелен Сильверман и итальянца Джузеппе Орифечи. Ох, уж эти археологи. Они поспешили назвать Кауачи Ватиканом Южной Америки. Настолько впечатлили странные сооружения, большей частью скованные песком, и рассеянные в глубинах артефакты, среди которых попадались черепки посуды, початки кукурузы и даже мумифицированные людские тела.
Или что-то более прозаическое и обыденное. Например, это могли быть своеобразные сельскохозяйственные постройки с искусственными террасами, наподобие рисовых чеков. Так считают те, кто увидел в разрезах осадки, свидетельствовавшие об их водном происхождении.
Пирамиды Кауачи
А не есть ли это столица легендарной цивилизации Наска, как утверждало Американское общество археологии, опубликовав в 1957 году первые данные о раскопках. Спорить бесполезно. Каждый может выбрать то, что больше нравится, или предложить собственный вариант.
Каким же перед нами предстал Кауачи – опаленным солнцем и стилизованным. Таким, каким представил себе Орифечи, руководивший работами по реконструкции полуразвалившихся строений. В интерпретации итальянца Кауачи приобрел вид декораций доисторической эпохи, имеющих отдаленное сходство с мексиканскими ступенчатыми пирамидами.
Кауачи – загадка плато Наска
Казалось бы, ну, что удивительного в этом Кауачи. Невысокие, толстые глинобитные стены вьются лентой, образуя какой-то фундамент. Присмотревшись к занесенным песком невысоким бугоркам, раскиданным повсюду вокруг, начинаешь понимать: а масштабы-то огромны, территория не ограничивается только раскопанным. И это так. По аэрографическим съемкам центральная часть Кауачи растянулась на многие километры.
Еще больше вопросов всплывает при виде многочисленных чернеющих воронок в толщах песка, уходящих в преисподнюю. Что это? Подземные ходы или скрытые от глаз могилы, разграбленные «черными» археологами. Их очень и очень много. Близко боязно подойти, а вдруг провалишься. Гид предостерег – глубина не меньше 5 метров, и мрачно пошутил, найдут мумии спустя века, археологи будут гадать, откуда такие взялись, на местных не очень похожие…
Странные отверстия в земле и Плато Наска
Тайны, тайны, вокруг сплошные тайны. Тронешь затвердевший песок носком – там краешек осколка древней керамики покажется. Сколько еще этих тайн хранит в себе перуанский песок. Может, не случайно в километре отсюда начинаются знаменитые линии плато Наска.
…Небольшой аэропорт с раннего утра полон туристического люда. Вот где кипит жизнь. Одни прилетали, другие шли на посадку. Одним словом – лётный конвейер. На билетах немного сэкономили, заказав их в отеле (85 долларов, а не 100, как предлагают на месте).
Правила не слишком отличались от международных. Та же регистрация и предполетная проверка разрешенной ручной клади не больше дамской сумочки. Только вместе с ней взвесили и нас, пассажиров, равномерно распределив общий вес по салону, рассчитанному на десятерых. В этом несомненный плюс – каждый осознал, насколько нужно поумерить свои аппетиты. Наконец, все формальности соблюдены, и мы бодро пошагали к поджидавшему нас миниатюрному самолёту.
Маленькая Сессна скоро поднимет нас в воздух
Полетать в таком тесном самолётике приходится впервые. Что-то подсказывало – полётные ощущения будут совсем иными, нежели лететь на огромном лайнере, без болтанки не обойтись. От этих предчувствий заранее начинала кружить голова.
Короткий разбег, и вскоре все строения, стремительно уменьшаясь, превратились в квадратики. Держим курс на плато, безжизненное тёмное пятно, каким оно виделось сверху. Вот она, знаменитая, бескрайняя пустыня Наска. Распласталась листом плотной бумаги, немного помятым, с прочерченными уверенной рукой неизвестного чертёжника хаотичными линиями. Именно они и есть главная загадка плато. Как сказал бы поэт: - «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь».
Пустыня Наска с высоты птичьего полёта
Не знаю, как другие, в тот момент я видела себя исследователем, почти Марией Райхе, хрупкой женщиной, кого судьба наградила редким случаем встать в ряды первооткрывателей. Рядом с Полом Косоком, американским историком и археологом, первым обнаружившим макрорисунки на плато. Первенство относительное – еще испанский хронист 17 века Сьеса де Леон упоминал в своих хрониках о каких-то «знаках в песках». Значит, их видели и испанцы…
Много лет потратила Мария Райхе на исследование пустыни Наска, так и не раскрывшей ей свои секреты. Сорокалетний юбилей упорной работы эта удивительная женщина в 84 года отважно отметила облётом плато на воздушном шаре. Можно только гадать, какие моменты своей жизни в Перу она могла тогда вспоминать. Как учительствовала в Лиме... подметала занесенное песком плато метлой, чтобы обнаружить новые артефакты... сколько километров отмерила шагами земную твердь. Или думала о том, стоила ли этих усилий её одинокая земная жизнь, полная раздумий и сомнений.
Исследователь линий Наска – Мария Райхе
Рисунки находила не только она. В 1984 году целую серию ранее неизвестных гигантских изображений в малоисследованной зоне пампы обнаружил перуанский летчик. Но пока туда туристические самолётики не летают.
Под крылом возникают феерические картинки, от которых невольно цепенеешь. Они пронизывают до дрожи, что не можешь сдержаться, давая волю эмоции, – как же ты загадочна и красива, планета Земля! Не восторг охватывает тебя в такую минуту, а неясный внутренний трепет на невидимом рентгену неопознанном уровне. Рой риторических вопросов будоражит, кружа голову. Неужели здесь, в затвердевшей мёртвой пустыне, когда-то пульсировала жизнь. Её прежнее дыхание угадывалось и в струившихся промоинах давно высохших русел, и в набухших венами складках, отчетливо выделявшихся на темневшей земле, и в одиноко торчащих деревьях. Теперь я видела себя парившей в воздухе птицей …
Вены Земли и «Взлётно-посадочная полоса»
С высоты 200 метров хорошо видны идеальные прямые хаотичные линии и клинья, стрелами пронизывающие земное пространство. Кому-то именно они покажутся интересней рисунков. Такие, протянувшиеся почти до самого горизонта, вызывают ассоциации с взлётно-посадочными полосами. И кому же они могут понадобиться...
У последователей внепланетной гипотезы на это ответ один: небесным зрителям – нашим братьям по разуму! Стало быть, они их и сотворили, попутно начертав ползающих, плавающих и летающих, как послание нам в будущее. И не надо смеяться! Так и видится «тарелка» с копошащимися гуманоидами. Только почему-то вспоминается вечно сомневающийся Андрон из старого телефильма «Тени исчезают в полдень…»: «Сомневаюсь я, однако, чтоб это всё было!».
«Астронавт» - привет вам, братья по разуму…
А если абстрагироваться, для чего предназначены 13 тысяч полос и линий, 700 геометрических фигур и те популярные 30 рисунков животных, часть которых демонстрируют во время воздушной экскурсии, рассчитанной на полчаса. Глаза не сразу выхватывали из общей массы нужный сегмент земли, над которым кружил самолет. Одни рисунки видны лучше, другие хуже, будто стирали их ластиком.
Самая известная обезьянка в мире и «Цыплёнок»
Пилот виртуозно разворачивал самолет, и, уходя в крутой вираж, укладывал послушную машину на другой бок. Когда соседний ряд задирало наверх, мы оказывались, полулёжа, внизу, где еще минутой назад было днище. Нас вдавливало носом в иллюминатор, откидывало в сторону и снова прижимало к окну. Нутро сопротивлялось, не понимая сути происходящего. Попробуй-ка при этом сделать снимки. Эти кульбиты отзывались у многих подкатившей к горлу нешуточной тошнотой. Полный экстрим даже на голодный желудок. Из самолёта выходили побледневшие, немного шатаясь, но полные впечатлений о полёте и плато.
Колибри
Совпали ли мои прежние представления о плато Наска. И да, и нет. Там, на высоте, перелистываешь страницы огромной книги, уже прочитанной не раз, убеждаясь, что это не враки. Они существуют, эти «рисунки». И очень похожие на те, какие видела в книге, только менее масштабные и более «земные», чем в моём былом представлении. Но загадочность от этого никуда не исчезла. Хотя, чего скрывать, мысли о величайшей мистификации лезли в голову…
«Дерево» и «Руки». Рядом прложено Панамериканское шоссе
На этом с плато не прощаемся. Для полной картины не хватает деталей. За деталями отправляемся к вышке с двухэтажный дом на Панамериканском шоссе, которую видели с самолёта. Рядом с ней самые доступные с земли рисунки – «Дерево» и «Руки». С первым названием можно согласиться, со вторым внутренне споришь. Какие же это руки, скорее – лапы.
До начала борозды – не более пяти метров. Подойти к фигурам близко, тем более потрогать, никакой возможности нет. Плато – за стальной леской, за тобой с подозрением следит пара внимательных глаз. Вдруг демаркационную линию нарушишь, или камушек на память вздумаешь взять. Платить штраф никому не хотелось, лезем на вышку.
Вышка на Панамериканском шоссе
В относительной близи контуры «рисунков» размываются и превращаются в неглубокие, свободные от камней, отутюженные канавки шириной сантиметров 30. Их цвет намного светлее, поверхность глаже окружающего фона. Вот почему они видны с высоты. Здесь замечаешь одну особенность – ветер ураганный, а ни один камушек не шелохнётся. Лежат, как приклеенные...
Рисунок «Дерево» при ближайшем рассмотрении
Место подходящее, чтобы вспомнить о версиях. Тот же Пол Косок изучал линии Наска, изначально исследуя системы орошения в древних цивилизациях Перу, а позднее стал рассматривать их связь с астрономией. Он решил, что фигуры отражают расположение звезд. Кому-то ближе ритуально-религиозный аспект, тоже имеющий право на существование. Только как-то трудно себе представить бредущих ритуальным маршрутом по канавкам людей, простирающих руки к небу… Попадались и совсем бредовые. Для одних важнее понять, как и чем эти линии и рисунки «прорисовывались», для других – зачем.
Еще перед путешествием на глаза мне попалось весьма любопытное исследование одного нашего геолога-учёного, попытавшегося рассмотреть перуанское плато с геологической точки зрения. Не буду пересказывать всё содержание – оно большое, с научными терминами, но читается как захватывающий роман.
Канавки «рисунка»
А если взглянуть на плато под этим углом. Может, и вправду все эти линии и фигуры есть результат рутинной работы обыкновенных, живших давно людей, многими поколениями создававших идеальную систему ирригации в некогда плодородном крае. Но в итоге они вынуждены были покинуть кардинально изменившееся плато, оставив потомкам одни загадки.
Как-то забывают, что район сейсмичный. Могли же тектонические сдвиги реально деформировать поверхность и привести к изменению направления и снижению стока артезианских вод, превратив постепенно местность в пустыню. В таких изменивших рельеф условиях старые системы сбора воды и ориентиров попросту перестали работать. Вот и приходилось древним жителям Наска реагировать на вызовы природы, создавать снова и снова новые, такие разные, пересекающиеся и наложенные друг на друга. Что-то в этом есть…
Много и других любопытных версий, противоречащих друг другу. Многочисленные исследователи сходятся только в одном – гигантские линии и рисунки создавались не в один момент, а в течение 1000 лет, с 3 века до нашей эры по 8-й новой. Как раз во времена зарождения и процветания цивилизации Наска.
Почему цивилизация исчезла – еще одна тайна. Неужели попала под катастрофические капризы океанско-атмосферного явления Эль-Ниньо, как считалось совсем недавно. Последние исследования в этой области выдвинули новую гипотезу в духе нашего времени. Вырубив все леса гуаранго, разновидности акации, люди сами подвели себя к черте гибели. Почва оскудела, перестав сохранять живительную влагу.
…Мимо незаметных с земли артефактов несутся автомашины, не притормаживая. Им, наверное, тоже не верилось, что когда-то в этой мрачной, зловещей пустыне теплилась какая-то жизнь. Какая? Эту тайну Наска плато никогда нам уже не раскроет. Да и надо ли. Как заметил старик Эйнштейн – «Самое прекрасное, что мы можем испытать, это – ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и науки». С этим ощущением тайны, охваченные робким восторгом, покидали плато, у которого такое короткое, звучное имя – Наска.
Продолжение рассказа о поездке по Перу: Трек к лагуне 69 в национальном парке Уаскаран, Уарас и окрестности.
Следующая поездка по интересным местам Перу и Боливии, программа по ссылке.
Автор: Ольга Варежкина
ноябрь, 2014 г