Намибия. В гостях у народности химбу
Шестой день нашего путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» мы начали на Атлантическом побережье Намибии, где увидели фламинго и выброшенные штормами на берег корабли. Свернув направо, направились вглубь Африки и там познакомились с одним из его интересных этносов — народностью Гереро.
К 17:00, преодолев последние за этот день 80 км, приехали в лодж Khorixas, расположившийся на окраине одноименного городка. В лодже было десятка два вот таких уютных домика с кондиционером и со всеми удобствами внутри, а такжеи барбекю сбоку от него. Ужин со свечами наши командиры Руан и Траст приготовили в виде барбекю, ингредиенты которого были закуплены в супермаркете городка Кхорихас.
В лодже был также и ресторан, в котором мы позавтракали. А рядом с ним находился неплохой бассейн, в котором так никто и не искупался — не хватило времени…
Для путешественников, которые хотели располагаться бюджетно, неподалеку была площадка, на которой они могли ставить и свои автомобили, взятые напрокат и свои палатки. На каждом таком участке был и очаг для костерка и барбекю. Все африканские сафари-джипы обычно оборудованы специальными приспособлениями, которые позволяют устанавливать палатку прямо на крыше машины. Здесь это обязательная норма безопасности от диких животных при ночевке в саванне!
7-й день. Народность Химба. Вечернее сафари в НП Этоша (376 км)
Выехав в 8 утра из лоджа Khorixas, через сотню километров по хорошей асфальтированной дороге № С35 подъехали к супермаркету в городке Каманьяб. Там заправились бензином и продуктами для ланча и ужина. А еще прикупили сувениры для детей племени Химба - всякие там ручки, карандаши и тетрадки - к ним мы заедем через часок по пути в Национальный парк Этоша.
Супермаркеты в намибийских городках выглядели вполне современно и обладали достаточным ассортиментов товаров и продуктов. Конечно, в них не было того изобилия, которое есть в крупных столичных маркетах в виде многих десятков видов сыров, колбас или хамона, но пять- шесть видов каждого из этих продуктов можно было найти. Алкогольные напитки тоже присутствовали, но в отдельном секторе, который работал только в дневное время. Из таких напитков мы предпочитали южноафриканские вина, которые были в довольно хорошем ассортименте. И лучшим вариантом для нашей походно-автомобильной жизни было приобретение сухих вин, расфасованных в 5-литровых пакетах ...
Свернув на дорогу № С40, на 20-м километре съехали направо на песчаную грунтовку и сквозь открытые окна услышали каке-то необычные звуки - как будто кто-то щелкал орехи. Остановившись, увидели, что вся дорога усеяна какими-то крупными насекомыми, смело переползавшими дорогу.
Проехав еще немного, остановились у небольшого одноэтажного строения, которое служило одновременно и школой, и пропускным пунктом в деревню Химба - Otjikandero Himba Orphanage Village, в которой мы познакомились с живущей в области Кунене в Северной Намибии народностью Xимбa. Их численность невелика и точной цифры никто не знает. Полагают, что она колеблется в пределах 20 -50 тыс. человек.
К нам подошел гид — местный парень и сказал, что платить ни за вход в деревню, ни женщинам в ней ничего не надо. Только, если есть что-то для школы — разные там ручки, карандаши или тетрадки, то можно их подарить для ребят. Ну, и покупайте сувениры, сделанные ихними руками! Выслушав такое напутствие, мы передали ему школьные принадлежности, которые купили для
детей, быстро собрали аппаратуру и вышли из сафари-трака навстречу новым впечатлениям. Метров через сто нашему взору открылась просторная территория с парой десятков круглых домиков под тростниковыми крышами.
Между ними росли какие-то деревья с распустившимися красивыми цветами. Как потом оказалось, это были деревья Perpepotemenella (так написал их название наш гид Руан). Их цветы используют в качестве заварки для чая.
Чуть в сторонке от домиков была площадка - их центральная площадь, которая использовалась для проведения различных деревенских мероприятий - собраний, рыночной торговли, танцев и др. Вот и сейчас с десяток женщин сидели кружком, оставляя проход в центр этого пространства для туристов и ждали нас.
Все женщины были как одна - с интересными прическами на голове в виде косичек волос, густо обмазанных как будто красной глиной, со всякого рода ожерельями на шее и руках и - обнаженные по пояс. Как они делают такие прически (каждый день?!), как спят с ними (сидя?) - загадка ...
Сделать такую прическу самой сложно и поэтому они помогают в этом друг другу. Заплетая косы, они покрывают их смесью из охры, жира и пепла. По прическе можно определить и семейное положение женщины. Такой же смесью все химбу покрывают и своё тело с целью защиты кожи от палящего солнца.
Они были разными по возрасту - от молодых девушек до женщин уже "в годах" ... Прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в традиционной культуре для женщин Химба. У женщин нередки жемчужные ожерелья. А на руках, как правило, они носят браслеты из меди, украшенные ракушками.
Все туристы, а вместе с нами прибыл еще автобус с немецкими туристами, разбрелись по деревне в поисках интересных фотокадров. Но, так как мы были первыми, нам удалось еще поснимать местную фактуру без туристов на заднем плане. И, если сверху женщина химбу раздета, то в нижней части у нее очень сложная конструкция юбок, в числе которых бывают и кожаные, сделанные из козлиных шкур. Эта часть одежды тоже украшается разного рода "драгоценностями".
Заглянув внутрь дома, можно только ужаснуться от вида его "интерьера", в котором не было абсолютно никакой мебели. И - даже ящика, на который можно было бы складывать вещи или кухонную посуду. Все лежало или валялось на голой земле. На ней же были и тонкие циновки для сна и продолжения рода ...
Сразу у выхода находился костровой очаг, на котором в котелке готовилась пища. Тут же крутились под ногами малые дети. Они, в отличие от своих матерей, были одеты в европейскую одежду - шорты и футболки. Также были одеты и их мужчины, которых мы практически и не видели.
Специалисты считают, что химба (вместе с гереро, которых мы видели вчера) мигрировали в Намибию из восточной Африки несколько сотен лет назад. Около 150 лет назад гереро отделились от химба и переселились дальше на юг.
Ну, а с этой оригинальной и модерновой красоткой, отличавшейся от всех своим пепельно- черным цветом волос, получилась интересная история! Я выложил несколько оперативно сделанных фотографий вечером в Фейсбук, а через пару дней получаю от них уведомление - удалите ее или мы вас забаним за распространение детского порно ...
Жаль, что никто не спросил ее, сколько ей лет. Но, думаю, достаточно, чтобы ее выпустили в свет в таком наряде сами ее родители, которые, наверняка, находились неподалеку. Да и заснял я ее около дома, из которого она вышла - т.е. возможно уже была замужем и просто еще не обрела начитанности; грудей взрослой женщины. Мы все долго смеялись, но удалить из ФБ ее
пришлось ...
Уже потом, приехав домой и анализируя литературные источники, мы поняли, что познакомились с уникальным народом! Столько вытерпеть за свою историю и остаться "на плаву"! Наряду с гереро они тоже подвергались геноциду со стороны немецкой администрации в начале 20 века. В 1980-х годах в результате жесточайшей засухи, погубившей почти весь их скот, химба практически прекратили своё существование. И только с 1990-х годов они начали своё возрождение ...
На визит к химба нам вполне хватило часа и после ланча, который мы устроили на выезде из деревни, направились к Национальному парку Этоша. Дорога шла по зеленой кустистой равнине и через пару часов мы подъехали к входным воротам Национального парка. Дальше, до лоджа Halali, было т.н. сафари с редким животным миром — в основным мелкими копытными.