Путешествие в Верхнем Мустанге
Это был четвёртый день трека в Запретном королевстве Ло.
Территория Верхнего Мустанга, хоть и находится в Непале, не похожа на все остальные Гималаи.
Засушливый ландшафт, глубокие каньоны, географически это уже часть тибетского плато и до границы с Тибетом отсюда около 20 км. Но сейчас не об этом.
Хотела рассказать про встречу с жителями деревни возле этой ступы.
Верхний Мустанг до сих пор хранил традиции тибетского буддизма достаточно успешно, ограничивая поток туристов специальными не дешевыми разрешениями на вход, а в 20м веке и вовсе был закрыт для европейцев.
Мы подходили к месту ночевки по долине реки Дакмар Кхола и встретили всю деревню у этих ступ.
Ступы в буддизме - это архитектурные сооружения способствующие сохранению гармонии в Мире. Их строят по определенным канонам и внутри, обычно (не всегда), реликвии, мантры, полудрагоценные камни. Ступы обходят по часовой стрелке (это во всем Непале и во всех треках следует соблюдать из уважения к местной культуре) и произносят мантры.
И вот вся деревня собралась, так как у одной ступы отвалился кусок, было торжественное восстановление и целый праздник с мантрами и термосами тибетского чая. Участвовали дети, подростки, пожилые хранители традиций - все от мала до велика, как говорят у нас.
Мы попали на окончание торжества и вместе пошли в деревню. По дороге познакомились с одним семейством. Переводчиком была девочка школьница из этой деревни Дакмар, дети в Непале часто знают английский лучше, чем взрослые, так как учат его в школе. Она рассказала, что в начальную школу она ходила в большую деревню (из которой мы треккеры шли пару часов), в средние классы - в Джомсом (это день езды на джипе через перевалы), а сейчас учиться в Покхаре (два дня езды на джипах).
Ее бабушка и мама с интересом и смущением спрашивали про быт и семью в наших странах. Мальчишки перед нами устраивали представление, кувыркаясь и делая сальто на ходу, а я думала о том, что это последние поколение людей, выросших в традициях того общества. Королевство Ло и династия правителей от Аме Пала (конец 14го, начало 15го века) сохраняли свою автономию и самоуправление на протяжении веков. В 2016 году умер последний король Верхнего Мустанга Джигме Палбар Биста, из династии королей (раджа, гьелпо), который правил небольшим буддийским королевством более 50 лет и ограничивал влияние цивилизации на свои владения.
Но сейчас, дети, которые учатся в городе уже не вернутся в деревню, где нет водопровода, интернета и телевидения, где выращивать в суровых условиях засухи что-либо - подвиг и непосильный современным людям труд.
Конечно, нет ответа хорошо это или плохо, это есть.
Цивилизации и культуры появляются и исчезают. Мы свидетели грандиозных изменений.
Подробная программа путешествия в Верхний Мустанг по ссылке, фото из путешествия в 2019 году здесь.
Автор заметки: Елена Ромохова, июль 2020